Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2.6.4. Виды родительства

  Семьи с единственным родителем. За последние годы число таких семей значительно увеличилось по сравнению с другими формами. Хотя это так, но надо помнить, что это обычно непостоянная форма. Многие родители затем повторно вступают в брак, и лишь небольшая часть детей в возрасте до 18 лет проводят большую часть детства в семье с единственным родителем. Эти годы в жизни детей очень много значат.
  Семья, где мать - единственный родитель. Появление большого числа хозяйств, возглавляемых женщиной, - одно из основных изменений образа жизни последних десятилетий. Основные факторы, влияющие на увеличение численности подобных семей, это - развод, вдовство, тенденция среди женщин жить независимо, а не с родителями или родственниками, как это было в прошлом. Другой фактор - рост численности детей, рожденных вне брака, особенно женщинами - подростками.
  Независимо от того, каким образом женщина становится единственным родителем, чаще всего она переживает финансовые трудности. Около 50% этих семей живут ниже черты бедности. Есть некоторые данные о том, что экономические трудности могут влиять на то, как одинокая мать воспринимает своего ребенка. Недавнее исследование выявило, что в этих семьях со значительным снижением уровня доходов, матери более склонны считать, что их дети с трудом поддаются воспитанию, чем в тех случаях, когда доход стабилен. Одинокие мамы несут двойное бремя, выполняя роль главы семьи, добытчика и роль домохозяйки, воспитателя детей. Единственная мать может с успехом предоставить своим детям необходимую им любовь и заботу, но она сама может переживать от недостатка другого взрослого, который предоставил бы ей любовь и помощь, в которых она сама очень нуждается.
  Очень мало проведено исследований по поводу того, как проживание в такой семье влияет на детей. Несомненно, что одному родителю труднее выполнять функции, которые могли бы выполнять два родителя, но полная семья тоже не является гарантией того, что дети будут счастливы. Брандвейн, Врауп и Фокс (1974) проанализировали семьи разведенных женщин с этой точки зрения и сделали вывод, что проблемы этих семей в большей части являются результатом установок, а не отсутствия отца. Так же они обнаружили, что мальчики из этих семей не имеют большего числа проблем при достижении своей маскулинной идентичности при сравнении с другими мальчиками.
  Семья, где отец - единственный родитель. Очень мало исследований было проведено на эту тему. Статистика определяет, что около 2 % всех семей с детьми имеют одного родителя - отца.
  Большинство одиноких отцов не долго остаются таковыми, так как довольно быстро вступают в повторный брак. Как единственный родитель отец может терпеть экономические трудности, хотя гораздо реже, чем одинокие матери, и, как и женщины, они находят очень мало общественной, социальной поддержке. Мужчины тоже переживают ролевой конфликт в результате профессиональных требований, требований социума и требований родительской роли. Отцы в этих семьях, особенно, если это случилось по причине развода, страдают от тех же самых проблем одиночества и от ролевой перегруженности, что и женщины. Многие отцы разрешают эту ситуацию посредством повторного брака, в результате чего основная часть ответственности за детей ложится на новую супругу.
  Взаимоотношения детей и родителей после развода. Как в случае развода, так и в случае вдовства семьи, имеющие детей в возрасте до 18 лет, сталкиваются с примерно одинаковыми типами проблем. В обоих случаях это, несомненно, влияет на детей.
  После смерти матери или отца ребенок переживает ощущение потери, гораздо большей и абсолютной, чем потеря родителя в результате развода. Часто родитель, покинувший семью, продолжает играть большую роль в жизни ребенка. Естественно, развод труден для большинства детей и нарушает взаимоотношения “отцов и детей”. Однако при обсуждении влияния развода на детей важно принимать в расчет их возраст и уровень развития.
  Исследователи влияния развода на маленьких детей обнаружили, что первый год после развода - самый трудный, и что на мальчиков и девочек это действует по-разному. Мальчики, например, подвержены более длительному воздействию этого явления. Тогда как поведение девочек было вполне нормальным после двух лет, прошедших после развода, поведение мальчиков было более разрушительным, чем поведение мальчиков того же возраста из семей с двумя родителями (Гетерингтон, Кох и Кох). Однако негативное влияние развода на мальчиков значительно снижается, если разведенная мать хорошо приспосабливается к своей новой роли главы семьи.
  Взаимоотношение детей с оставшимся родителем - важный фактор, влияющий на приспособление детей к разводу. Хорошие взаимоотношения с оставшимся родителем помогают ребенку лучше приспособиться к новой ситуации. Хорошие взаимоотношения с покинувшим семью родителем также оказывают позитивное влияние на развитие и эмоциональное состояние ребенка.
  Родительство как выбор. Так как в большинстве современных обществ дети все еще считаются огромной ценностью, на пары, которые осознанно решают остаться бездетными, оказывается сильное давление. Их часто считают эгоистами и часто они встречают давление со стороны друзей и родственников, которые пытаются объяснить им, что они отказываются от самого интересного в жизни (Мовис, 1976). Даже так, маленькая, но увеличивающаяся группа пар остается бездетными по осознанному выбору, считая, что родительство это не автоматический выбор каждой пары. По данным В.И. Зацепина, в нашей стране насчитывается примерно 16% бездетных семей от общего числа семей. Причем только 1% из них остается бездетным по медико­биологическим причинам, остальные из-за нежелания иметь детей. Под бездетными или инфортильными семьями понимаются семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребенок.
  Кто же эти женщины, которые решили быть бездетными? Хоускнехт (1979) обнаружил, что диспропорциональное число этих женщин было с высшим образованием, имели карьеру и не идентифицировали себя с какой-либо религией. Когда сравнили замужних женщин, которые планируют иметь детей, с теми, кто не планирует, то обнаружили, что бездетные женщины обычно считают, что дети разрушат их брак и стиль жизни, или, что этим женщинам материнская ответственность внушала страх. Фэйбл и Вилкер (1979) обнаружили при исследовании 89 добровольно бездетных, сделавших карьеру женщин, что они считают, что их собственные матери “убегали из их жизни” или “были обременены своей ролью матери”. В результате дочери этих женщин боятся иметь собственных детей.
  Купер, Камбер и Хартнер (1978) обнаружили, что сознательно бездетные пары в их исследовании ощущали на себе внешнее давление, которому они сопротивлялись несколькими способами:
  1. Они делали акцент на позитивных чертах своего брака и свободном образе жизни, дающем им возможность направить свою энергию на реализацию личностных целей.
  2. Обесценивание родительских ролей посредством предположений, что многие становятся родителями, не подумав, а потом, когда появляются дети, они - несчастные и неумелые родители.
  3. Склонны дружить с людьми, которые не ориентированы на детей.


 
© www.txtb.ru