|
1.6. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов
Рассмотрев основные поведенческие отклонения, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов. Основные варианты социального поведения: 1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности. 2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей. 3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах: • креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих; • девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию. 4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией. В заключении необходимо отметить ключевые моменты. Существует несколько объяснений понятия «норма»: статистическая норма, идеальная норма, социальная норма, субъективная норма, функциональная норма. В разных областях знаний понятие «нормы» будет иметь свое значение. В психологии аномального поведения нормы — это писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе. Аномальное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальной, статистической, субъективной и функциональной нормам. В психологии аномального поведения существует два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений — психологический и клинический. Выделяются три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Существует также понятие «патология», которая используется в более широком смысле. Патология — это любое отклонение от нормы, ненормальное состояние, при котором правильное функционирование становится невозможным. Признаками психической патологии являются отклонение от нормы (т.е. человек сильно отличается от других людей, склонен к крайностям, необычен, пожалуй, даже странен); постоянные душевные страдания (неприятные и удручающие для самого человека); психическая дисфункция, мешающая человеку надлежащим образом выполнять свои повседневные обязанности; и опасность, которую он в себе несет. Критериями идентификации аномального поведения являются: атипичность, социальная приемлемость, опасность, психологический дискомфорт (страдание), адаптивность, иррациональность. Модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина — дефект — картина проявления — следствия; другими словами: причина болезни — болезнь — плохое самочувствие — роль больного. Когда мы приступаем к обсуждению и оценке, чтобы в конечном итоге поставить определенный диагноз, то располагаем лишь указаниями на то, что болезнь предположительно имеет место: мы наблюдаем какое-то отклонение и оцениваем его как ненормальное и нуждающееся в изменении. Это предположение требует дополнительной проверки. Представления о психическом здоровье человека в высшей степени обусловлены историческим и социокультурным аспектами. Современное его понимание сводится в основном к следующему: психическое здоровье — состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее регуляцию поведения, адекватного условиям окружающей среды. В понятии психического здоровья отражены общественные и групповые нормы и ценности. Девиантное поведение [от позднелат. deviatio — отклонение] — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). К основным видам девиантного поведения относят преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. Действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях, используется понятие «делинквентность» (от лат. delinquens — проступок, провинность). Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами. При рассмотрении вопроса о генезисе девиантного поведения акцент ставится на социальнопсихологических факторах. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. Существуют классические социологические теории девиации: теории аномии или функционалистские теории девиации; теории Хирши и Реклесса; теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд); теория стигматизации; теорию конфликта. В заключение можно сказать, что не существует мыслей, чувств или поведения, которые были бы сами по себе аномальными. Нормальность каждого действия является относительной в связи со множеством других факторов и целиком не зависит от действия самого по себе. Все люди различаются в мыслях, чувствах и поведении. Исследователей в области психологии аномального поведения интересуют именно различия и их степень выраженности.
|
|