|
Заключение
В обыденном лексиконе есть множество понятий, которые принято употреблять для характеристики непостижимого и странного поведения некоторых людей: смешной, нервный, странный, зажатый, взбалмошный, свихнувшийся, сдвинутый, нервнобольной, дурак, идиот, слабоумный, душевнобольной, помешанный, сумасшедший и многие другие. В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. Тем не менее в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с психическим расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, аномальное поведение можно разделить на нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Аномальное поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью. Известную сложность представляет то, что сведения по проблеме отклоняющегося и, в частности, аномального поведения приходится искать в различных дисциплинах, например, в медицине, социологии, праве. Тем не менее, необходимо отметить, что многочисленные концепции аномального поведения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с разных сторон. Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешиванию ярлыков, а оказанаю реальной помощи личности. Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими нарушениями, будь-то клинический психолог или социальный работник, очень важно быть уверенным и компетентным в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм аномального поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на аномальное, отклоняющееся поведение личности. Решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов интервенции выступает личность самого специалиста, оказывающего психосоциальную помощь. Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекватностью и комплексностью. Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты социально-психологического воздействия на конкретную личность с аномальным, девиантным поведением могут бвть незначительными вследствие множества причин. Аномальное поведение является предметом исследования прежде всего клинической психологии. И данный курс является прикладным к курсу «клиническая психология». В настоящем учебном пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии аномального поведения. Мы рассмотрели основные понятия, частные типы и формы аномального поведения. Раскрыли основные подходы (модели) к изучению аномального поведения. Провели исторический обзор объяснения аномального поведения. Раскрыли основные психологические механизмы и закономерности, факторы и условия формирования аномального поведения. Показали криминогенность психических аномалий. Таким образом, была решена главная цель: изучение основных факторов, психологических механизмов и закономерностей формирования аномального поведения.
|
|