|
Введение
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма, наркозависимости, самоубийств, психических расстройств, психологических нарушений. Данные тенденции характерны и для Российской Федерации. Если использовать понятийный аппарат Э. Дюркгейма, современная Россия переживает период аномии, когда старые ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сложились. Сложившийся нормативный вакуум в какой-то части и послужил условием, катализатором, а в ряде случаев и причинной широких аберраций поведения. Возникла острая необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики отклоняющегося поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных и реабилитационных. Это стимулировало заметное развитие теории психологии отклоняющегося поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов — психологов, социальных работников, педагогов, юристов, медиков, менеджеров и др. Сегодня изучение девиантного поведения является междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, социологии и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междисциплинарный подход — девиантология. Системообразующими дисциплинами дивиантологии сегодня заявили себя две дисциплины: социология и психология. Девиантология — более широкое понятие, чем психология аномального поведения. Социальное напряжение в обществе создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств и социально опасных форм отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомании, суициды, преступность); при этом рост случаев психических расстройств и отклоняющегося поведения, в свою очередь, усиливает социальное напряжение в популяции. Курс «Психология аномального поведения» является прикладным к курсу «Клиническая психология». Уместно дать определение клинической психологии. Итак, клиническая психология — это область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Клиническая психология — одна из ведущих отраслей современной психологии. Она относится к междисциплинарной области исследований, пограничной между медициной и психологией. Разделами клинической психологии являются нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология аномального развития (дизонтогенез психики), психокоррекция и психотерапия. Исходя из этого, можно дать определение психологии аномального поведения. Психология аномального поведения — это область психологического исследования, изучающая аномальное (ненормальное) функционирование человека. Мы будем рассматривать некоторые понятия девиантологии или психологии отклоняющегося поведения с позиции аномального поведения и функционирования. Понятие «отклоняющееся поведение» — многозначно. Поэтому существует терминологическая путаница. Несмотря на то, что понятия «отклоняющееся», «девиантное», «аномальное» определяются, как отклонение от нормы, необходимо разграничить эти термины с целью боле точного определения объекта и предмета изучения. Распростаненными терминами, которые рассматриваются как синонимы аномального поведения, являются: отклоняющееся, девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное. Но все эти термины по сути не являются абсолютными синонимами. Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое противоречит разным нормам, т.е. это и аномальное и девиантное поведение. Девиантное поведение — это отклонение, прежде всего, от социальных норм. Девиантом может быть как психически здоровый, так и психически больной человек. Когда же мы говорим, «аномалия», то подразумеваем отклонение прежде всего от психической (психологической) нормы, которое, в свою очередь, ведет к отклонению в поведении, нарушению социальных норм. Поэтому аномальное поведение — это клиническая форма девиантного поведения. Современная клиническая психиатрия в соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) рассматривает аномальное поведение как болезнь — поведенческое и эмоциональное расстройство. В отечественной литературе и классификациях П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко аномальное поведение подпадает под категории «антисоциальная психопатия» и «эпилептоидно-неустойчивый тип психопатии» соответственно. Таким образом, аномальное поведение — это поведение, отклоняющееся от среднестатистической, социальной, субъективной и функциональной норм. Исходя из этих представлений, мы и будем рассматривать психологию аномального поведения. Основной целью данного учебного пособия является изучение основных факторов, психологических механизмов и закономерностей формирования аномального поведения. Задачи: 1. Дать определение аномального поведения 2. Раскрыть основные подходы (модели) к изучению аномального поведения. 3. Провести исторический обзор объяснения аномального поведения. 4. Раскрыть основные психологические механизмы и закономерности, факторы и условия формирования аномального поведения. 5. Изучить частные типы и формы аномального поведения. 6. Показать криминогенность психических аномалий. Психология аномального поведения имеет «внешние» и «внутренние» отраслевые связи со следующими дисциплинами: девиантологией (психологией отклоняющегося поведения), клинической психологией, психиатрией, невропатологией, психогенетикой, психофизиологией, специальной психологией, общей и возрастной психологией, психологией личности, психологическим консультированием, психотерапией и психокоррекцией. В учебном пособии рассматриваются следующие понятия: • девиантное поведение; • делинквентное поведение; • аддиктивное поведение; • патохарактерологическое поведение; • аутоагрессия (суицидальное поведение); • злоупотребление психоактивными веществами; • нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия); • характерологическое и патохарактерологическое поведение; • аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии). Психология аномального поведения — это отрасль психологии, которая изучает психические и психологические отклонения. Данное учебное пособие — авторское видение курса «Психология аномального поведения».
|
|