|
§ 3.4.2. Психологический стресс
Если теория стресса Г.Селье относится к группе биологических теорий стресса и раскрывает в основном его эндокринный аспект, то психологи преимущественно знакомы с психологическими аспектами стресса, которые исследовались Р. Лазарусом, Т. Коксом, В. С. Ротенбергом, В. В. Аршавским. В теории когнитивной оценки угрозы в работах Р.Лазаруса и Т. Кокса, а также в теории поисковой активности В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского проводится четкое разграничение физиологического и психологического стресса. Изучение психологических теорий стресса позволяет увидеть те новые аспекты стресса, которые привлекают внимание современных исследователей. Так Р. Лазарус, автор когнитивной теории психологического стресса, в своей работе показывает, что анализ физиологического процесса не ведет к пониманию процесса психологического. В анализе же психологического процесса фундаментальное значение имеет оценка, во время которой человек производит анализ значения стимула. Важными факторами, которые вносят вариации в реакцию на стресс, являются сам индивид и вид защитного процесса, который порождается стимулом. Установление значений стрессовых реакций - дело будущего. Автором также анализируются социально-культурные и индивидуальные различия в оценке жизненных трудностей и в процессе адаптации к ним. Предлагаются и анализируются концепции восприимчивости и устойчивости. В работе отечественных исследователей В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского «Стресс и поисковая активность» интерес прежде всего представляет увязывание проблем стресса с эмоциями и поведением. Предлагается классификация типов поведения по наличию или отсутствию поисковой активности, анализируются обстоятельства, приводящие к отказу от поиска. Большое внимание на современном этапе развития психологии уделяется также проблемам профессионального стресса. Тема профессионального стресса становится все более актуальной. Возникнув на стыке психологии, физиологии, медицины и ряда наук о труде, эта область исследований сначала интенсивно разрабатывалась на Западе, а затем постепенно «врастает» в схожие по проблематике отечественные прикладные исследования. Однако в возросшем потоке публикаций по прикладным аспектам изучения стресса не наблюдается четкой концептуальной обоснованности. Попытка проанализировать основные сложившиеся в современной психологии подходы к исследованию профессионального стресса представлена в статье А. Б. Леоновой. Также активно разрабатываются вопросы, связанные с охраной здоровья. В двух других статьях освещаются проблемы, связанные с охраной здоровья. Так в работе Л. Леви «Психосоматические заболевания как следствие профессионального стресса» предпринята попытка вскрыть механизмы, связывающие стресс на работе с заболеваниями, а также отмечается вклад психосоциальных факторов в возникновение психосоматических заболеваний. В статье английского психолога, специалиста в области психологии управления К. Л. Купера отражено влияние условий труда, удовлетворенности работой, совпадения интересов работника и организации и т.п. факторов на развитие поведения по типу А. Мы в данном параграфе проанализируем вопросы, изложенные в статье У. Вейтена и М. Ллойда «Стресс и его эффекты» (хрестоматия). Авторы отмечают, что термин «стресс» употребляется многими учеными в самых разных значениях. Например, Т. Хоулмз определяет стресс как стимульное событие, предъявляющее сложные требования к человеку. Г. Селье - как реакцию физиологического возбуждения, вызванную событиями, причиняющими беспокойство. Постепенно в психологии формируется точка зрения, которая лежит между этими двумя крайностями. Это трансактная модель стресса Ричарда Лазаруса и коллег. Согласно Лазарусу, стресс - это не стимул и не реакция, а особое взаимодействие между стимулом и реакцией, при котором субъект чувствует угрозу. Таким образом, то, что для одних будет стрессом, для других может не только не быть стрессом, но даже доставлять удовольствие. Стресс, следовательно, зависит от того, как человек оценивает события и адаптируется к ним. И тогда стресс определяется как любые обстоятельства, которые угрожают или воспринимаются как угрожающие нашему благополучию, и поэтому испытывают на прочность нашу способность справиться с ними. Большинство исследователей полагают, что эффект стрессовых событий кумулятивен. Кроме того в дискуссиях о стрессе, как правило, подчеркивается его отрицательный эффект, но у стресса есть и положительный эффект и об этом не следует забывать. Например, стресс может заставить человека приобрести новые навыки, возможности. Селье даже ввел понятие эвстресс для обозначения хорошего стресса. Стресс может быть частью окружающей среды. Внешний стресс - это такие постоянно действующие условия окружающей среды, которые, хотя и не являются непосредственно опасными, считаются негативными и требуют адаптации. Например, установлена связь между громким шумом и повышенным кровяным давлением у детей в районе Лос-анжелесского аэропорта. Показано, что изнуряющая жара повышает вероятность агрессивного поведения. Имеются и другие примеры внешнего стресса. Но мы сами можем быть источником стресса, когда предъявляем к себе повышенные требования или нереалистичные ожидания. Так Майр Фридман и Рей Розенмен описали комплекс личностных черт (тип личности «А»), который связан с большим количеством создаваемых самому себе стрессов. Для личности типа «А» характерно агрессивное, соперничающее, нетерпимое и враждебное поведение они более мотивированы, стремятся к победе, их можно охарактеризовать как трудоголиков, которые ставят жесткие сроки, не любят задержек, у них наблюдается склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям. Основные виды стресса Фрустрация - возникает в любой ситуации, когда на пути к желаемой цели встречается препятствие, например, автомобильная пробка на дороге. Фрустрация, как правило, непродолжительна. Но бывают случаи, которые могут вызвать значительный стресс. Это неудачи и потери. Кроме того, человек может создавать себе фрустрацию сам, например, студент не готовится к экзаменам. Конфликт - возникает, когда два и более несовместимых мотива или побуждения конкурируют за реализацию в поведении. Вспомните мотивационный конфликт по К. Левину. Изменения, перемены в жизни, причем не только те, которые носят негативный характер, но и позитивные перемены. В основном этот вопрос исследовался Т. Хоулмзом, Р. Раи и др. Ими была создана шкала стрессогенности жизненных событий. Однако исследования и использованием этой шкалы критиковались, так как в эту шкалу включены не просто события- перемены, а заведомо негативные события (например, смерть супруга, увольнение, т.е. примешивается элемент фрустрации). Давление - ожидания или требования других, чтобы мы вели себя определенным образом. На нашу оценку стресса влияют многие факторы. Ключевыми факторами оценки стресса можно считать степень знакомости проблемы, возможность управлять событиями, предсказуемость событий, близость угрозы. Реакция на стресс является многоуровневой. Эти подуровни еще называют субсиндромами стресса. Событие, будучи оценено субъектом, вызывает эмоциональную реакцию, физиологическую реакцию и поведенческую реакцию. Эмоциональная реакция может быть практически любой, но наиболее вероятны раздражение, злость, гнев; опасение, страх, ужас; печаль, грусть, горе. Физиологическая реакция представляет собой возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов и т.д. Как правило, это реакция «сражайся или беги», которая представляет собой физиологическую реакцию мобилизации организма, у животных эта реакция носит адаптивный характер, у человека тоже можно говорить о ее полезности, хотя и в гораздо меньше степени. Были выделены и описаны отсроченные эффекты стресса, так называемый постравматический стресс. После войны эффекты могут проявиться через 9-60 месяцев после окончания боевых действий. Насилие, смерть и присутствие при смерти близкого человека, измена - особенно стрессогенными являются для женщин. Но длительный период между событиями и эффектами стресса зафиксирован только у ветеранов войны. Им снились кошмары, они переживали навязчивые состояния, чувство вины. Стресс как психологический фактор может вносить вклад в соматические заболевания, такие как гипертония, язва, экземы. Но одновременно с этим необходимо отметить и позитивные эффекты стресса: стресс может утолять потребность в стимуляции, способствовать личностному росту, до определенных пределов укреплять нас. На устойчивость к стрессам прежде всего влияет социальная поддержка (эмоциональная, оценочная, информационная, инструментальная). Также на устойчивость к стрессу оказывают влияние определенные личностные черты, такие как чувство ответственности, стремление к преодолению трудностей, внутренний локус контроля и др. Положительно на наше преодоление стрессов влияет оптимизм и стремление к острым ощущениям. Итак, мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с психологией эмоций. Мы отметили, что эмоциональные переживания осуществляют внутреннюю регуляцию деятельности; проанализировали специфику различных видов эмоциональных переживаний и различные теории эмоций, более подробно рассмотрели один из видов эмоциональных проявлений личности - стресс. Теперь перейдем к следующему модулю - психология воли.
|
|