|
1.3. Условия функционирования рынка труда, его субъекты и компоненты
Для формирования современного развитого и социально регулируемого рынка труда России предстоит поддерживать следующие условия функционирования: • свобода выбора предложения труда в рамках народнохозяйственных потребностей и экономической конъюнктуры, личных профессиональных данных, признаваемых обществом стремлений к повышению социального статуса работника, его жизненного уровня, социальной обустроенности рабочего места; • свобода конкуренции на рынке труда, здесь учитывается не только цивилизованная конкуренция работников за рабочие места, но и конкуренция между работодателями за работников и конкуренция между работником и работодателем за наиболее приемлемые условия купли-продажи рабочей силы, при этом предполагается ограничение всех видов конкуренции в пользу социально уязвимых групп работников; • система оплаты труда, базируемая на рыночных механизмах, соглашениях между организациями работников и работодателей и на устанавливаемых государством гарантиях; • государственная политика занятости, основной целью которой является приближение числа рабочих мест к потребности населения в них, регулирование структур и технологических сдвигов в производстве, влияющих на занятость; • государственное и общественное содействие развитию трудового потенциала общества; • поощрение предпринимательской деятельности, ориентированной на демократизацию производственной жизни, сохранение рабочих мест и т. д. Некоторые авторы выделяют особенности функционирования рынка труда, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы, например: • неотделимость права собственности на товар - рабочую силу от его владельца; • длительное взаимодействие продавца и покупателя рабочей силы (по сравнению с рынком потребительских товаров); • высокая индивидуализация сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда; • своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещевого товара; • особенно актуальны для работника - неденежные рычаги сделки: содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе. Перечисленные обстоятельства функционирования рынка труда особую роль играют при адаптации работника к условиям незанятости. Выделяют следующие компоненты, необходимые для функционирования современного цивилизованного рынка труда. 1. Субъекты рынка труда: а) работодатель - наниматель, которые могут быть представлены различными фигурами, в зависимости от узаконенной структуры отношений. Имеют возможность диктовать свои условия, так как только они определяют количество, качество рабочих мест и устанавливают цену на рабочую силу; б) наемные работники - свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств к существованию и индивидуальному воспроизводству. Они отвергают или принимают условия работодателей и имеют ограниченные возможности влиять на них. Поэтому возникает необходимость в посредниках, роль которых выполняет государство; в) государство - является третьим субъектом, активно воздействует на происходящие процессы на рынке труда, как непосредственно регулируя эти процессы (оказывая услуги по трудоустройству, профообучению и профориентации, информируя субъектов рынка труда), так и применяя методы экономического принуждения через антимонопольное законодательство, сферу обращения, бюджетные, денежно-кредитные рычаги. Государство как партнер на рынке труда обеспечивает баланс интересов его субъектов. Благодаря регулирующему воздействию государства рынок труда становится важнейшим элементом социального функционирования экономики и воспроизводства рабочей силы. Для достижения этих целей государство создает необходимые условия и закрепляет их в законодательных и других правовых актах. Их основными положениями являются: - свобода предложения рабочей силы, т. е. при наличии условий для добровольного выбора профессии, вида деятельности с учетом как индивидуальных, так и общественных потребностей;
- свобода спроса на рабочую силу, т.е. найма и увольнения работников всеми работодателями (как в лице государства, так и частных предпринимателей) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, условий труда, его оплаты, защиты интересов граждан в виде компенсаций незанятым;
- свободное начисление и выплата заработной платы при соблюдении установленного законом гарантированного минимума; - запрет на принуждение к труду и строгая ответственность должностных лиц за нарушение этого условия; - законом гарантируется всем незанятым гражданам, желающим трудиться, бесплатное оказание информационной и консультационной помощи при трудоустройстве, профориентации и профессиональной подготовке, материальная поддержка в случае отсутствия подходящей работы. В то же время законом не предусматривается и не гарантируется предоставление рабочих мест всем желающим. Правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, являются третьим компонентом рынка труда. Функционирование рынка труда невозможно без регулирующих норм. В первую очередь это Конституция РФ, в которой указывается на недопущение дискриминации при приеме на работу, основанной на половозрастных, религиозных, национальных признаках. Трудовой кодекс содержит нормы приема и увольнения работников, их социальной защиты. Федеральный закон от 19.04.1991 г «О занятости населения в России» охватывает вопросы статусной позиции безработных и занятых, материальной поддержки незанятых и социальной адаптации этой категории экономически активного населения на рынке труда. Ряд федеральных и региональных нормативных актов также оказывают регулирующее воздействие на рынок труда (приложения 2-4). Конъюнктура рынка труда - соотношение спроса и предложения, складывается в зависимости от состояния экономики (спад или подъем), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технического базиса, благосостояния населения, оказывают влияние демографические, природные, ресурсные факторы. В зависимости от состояния спроса и предложения на рынке товаров и услуг происходит увеличение или уменьшение количества свободных рабочих мест, что регламентирует приток или отток рабочей силы с рынка труда в производство и наоборот. Предложение на рынке труда зависит от численности и состава населения, его половозрастных и образовательных характеристик, показателей физического и психического здоровья трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, оно напрямую зависит от проводимой государством социальной политики и эффективности реализуемых им мер в демографической, образовательной сфере. Спрос является прямым отражением общественных потребностей в рабочей силе, необходимой для производства продукта, достаточного для удовлетворения нужд общества. Количественные и качественные характеристики спроса обусловлены числом и структурой рабочих мест, объемами доходов, используемых для покупки произведенных товаров. Конъюнктура российского рынка труда складывается в перевесе в сторону предложения рабочей силы, которая приобретает застойный характер. Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, фирм, общественных организаций, фонды, обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рынка труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и наемным работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать защиту прав работодателей и наемных работников. В качестве пятого необходимого для функционирования современного рынка компонента некоторые исследователи выделяют безработицу и социальные гарантии, направленные на её смягчение. Совокупность указанных компонентов вполне достаточна для функционирования рынка труда в современных условиях.
|
|