Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2. Социальные технологии регулирования рынка труда и занятости на макроуровне

  Воплощением социальной технологии регулирования занятости на макроуровне является Генеральная схема создания рабочих мест. Генеральную схему создания рабочих мест можно определить как некую технологическую матрицу количественных и качественных показателей, характеризующих структуру имеющихся рабочих мест и потребности в рабочих местах, необходимых для сбалансированного спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
  Долгосрочная (стратегическая) цель схемы создания рабочих мест состоит в формировании эффективной системы занятости населения (поддержании нормативно-целевого уровня безработицы), существенного улучшения уровня жизни населения как основы устойчивого развития Республики Бурятия. Схема не ставит своей целью разработку детального экономического механизма создания рабочих мест или программ развития и размещения производства по отраслям и территориям. Решение этих задач лежит в русле всей экономической политики государства (это структурная, промышленная, инвестиционная, финансово-кредитная, налоговая, внешнеэкономическая политика). Задача схемы - дать рамочные ориентиры для выработки такой политики, показать наиболее кризисные моменты в состоянии системы занятости населения, определить наиболее рациональные пути их устранения (схема 2).
  Принципы построения Генеральной схемы республиканского уровня показаны в таблице 2.
  В структурном плане Генеральная схема создания рабочих мест должна состоять из следующих трех основных разделов.
  Первый раздел определяет сложившуюся структуру занятости населения на конкретный период времени, содержит информацию о потребности населения в рабочих местах, индикативные показатели перспективной структуры занятости населения.
  В рамках первого раздела дана количественная и качественная оценка сложившегося состояния занятости, показана половозрастная и образовательная структура занятых в отраслевом и региональном разрезах, анализируется качественное состояние занятости с четким определением количества рабочих мест, обеспечивающих и не обеспечивающих полную занятость, а также количества рабочих мест на неперспективных предприятиях и депрессивных территориях.

Схема 2

Схема 2

Таблица 2. Принципы построения Генеральной схемы создания рабочих мест

Таблица 2. Принципы построения Генеральной схемы создания рабочих мест

  Во втором разделе устанавливается потребность населения в рабочих местах, при этом прежде всего рассчитывается потребность в рабочих местах с учетом демографических факторов по формуле:

Формула

  где
  Прмудф - потребность в рабочих местах с учетом демографических факторов;
  Чотв - общая численность в трудоспособном возрасте;
  Читв - количество лиц в трудоспособном возрасте, имеющих нерабочую группу инвалидности;
  Чутв - число учащихся в трудоспособном возрасте;
  Чвс - численность лиц, находящихся на действительной военной службе;
  Чждотв - число женщин в трудоспособном возрасте, находящихся в декретных отпусках или отпусках по уходу за ребенком;
  Чдхтв - количество лиц трудоспособного возраста, занимающихся домашним хозяйством.
  Определение спроса населения на рабочие места производится следующим образом:

Формула

  где
  Снрм - спрос населения на рабочие места;
  Прмудф- потребность населения в рабочих местах с учетом демографических факторов;
  Чзнх - число занятых в народном хозяйстве;
  Чннпз - численность лиц, находящихся в пенитенциарных заведениях.
  Фиксируется дополнительная потребность населения в рабочих местах, связанная с выходом на рынок труда инвалидов. Оценка производится по данным территориальных органов социальной защиты населения. Дополнительная потребность в рабочих местах для инвалидов определяется по численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, и по медицинским показаниям.
  Выявляется дополнительная потребность населения в рабочих местах, связанная с выходом на рынок труда лиц пенсионного возраста. Оценка количества лиц пенсионного возраста, желающих трудоустроиться, производится на основе данных органов государственной службы занятости населения (численность лиц пенсионного возраста, обратившихся в центры занятости с целью трудоустройства), а также социологических опросов.
  Определяется дополнительная потребность в рабочих местах, связанная с увольнением граждан с действительной военной службы. Дополнительная потребность в рабочих местах устанавливается в соответствии с численностью лиц трудоспособного возраста, уволенных с действительной военной службы.
  Фактический спрос населения на рабочие места рассчитывается по формуле:

Формула

  где
  Сфнрм -фактический спрос населения на рабочие места;
  Снрм - спрос населения на рабочие места;
  Пдрми - дополнительная потребность населения в рабочих местах, связанных с выходом на рынок труда инвалидов;
  Пдрмп - дополнительная потребность населения в рабочих местах, связанная с выходом на рынок труда лиц предпенсионного возраста;
  Прмпз - необходимое количество рабочих мест для лиц, находящихся в пенитенциарных заведениях (по данным органам МВД).
  Отраслевой спрос на рабочую силу выявляется на основе данных отраслей и конкретных предприятий об имеющихся вакансиях (данные органов статистики и службы занятости). При рассмотрении указанных данных целесообразно проводить корректировку по рабочим местам, не обеспечивающим нормальные условия труда (заработок значительно ниже прожиточного минимума, рассчитанного для конкретного региона). Эти рабочие места необходимо исключать из общего числа вакансий.
  Скорректированный фактический спрос на рабочие места устанавливается на основе следующих расчетов: фактический спрос населения на рабочие места - отраслевой спрос на рабочую силу.
  Определение фактического спроса населения на рабочие места служит для государственных органов ориентиром при разработке инвестиционных программ, программ социально­экономического развития регионов, отраслевых федеральных и региональных программ, а также для разработки проектов бюджетов всех уровней.
  В третьем разделе Генеральной схемы содержатся прогнозные оценки потребности в рабочих местах населения и индикативные показатели перспективной структуры занятости населения. При этом делается прогноз демографического спроса на рабочие места с использованием прогнозных показателей численности населения республики.
  Осуществляется оценка количества рабочих мест, выбывающих из оборота по различным причинам в отраслевом и региональном разрезах, с разбивкой по годам, на основании следующих расчетов:
  • изменения (сокращения) платежеспособного спроса на производимую продукцию в результате замещения товарами- субститутами, прекращения государственных дотаций неконкурентоспособной продукции;
  • уменьшения рабочих мест в результате повышения производительности труда, изменения условий и организации труда, совершенствования применяемого оборудования и технологии;
  • сокращения рабочих мест в результате введения законодательных ограничений на эксплуатацию рабочих мест с вредными условиями труда.
  Определение общего количества вновь создаваемых рабочих мест в отраслевом и региональном разрезах производится на основе отраслевых и территориальных программ. Расчеты по создаваемых рабочим местам базируются на учете развития платежеспособного спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги. На основании накопленных статистических данных и экспертных оценок прогнозируется количество рабочих мест, ликвидируемых в неперспективных отраслях и депрессивных территориях.
  С учетом перечисленных факторов выявляется перспективная структура занятости населения (схема 3). Для этого проводится исследование новейших тенденций в области развития производства и занятости в развитых странах. Фиксируется оптимальный объем производимого республикой валового национального продукта. Осуществляется распределение производимого ВНП по отраслям народного хозяйства (с учетом конкурентных возможностей промышленности, межтерриториального и мирового распределения труда, социально­экономических и политических потребностей республики, действующего таможенного законодательства). Рассчитывается средняя условная производительность в каждой конкретной отрасли.
  На основе соотношения условно-необходимого объема производства ВНП в конкретных отраслях и среднеусловной производительности труда в этих отраслях определяется возможная численность занятых.
  Особого внимания требует организация исполнения разработанной и принятой Генеральной схемы создания рабочих мест.
  Прежде всего должны быть изменены требования к составу и структуре программ развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия, включенных в состав концепции промышленной политики.

Схема 3

Схема 3

  Кроме традиционно разрабатываемых и представляемых документов, программы развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия должны содержать расчеты и обоснования, в которых отражались бы укрупненная номенклатура, количество и балансовая стоимость создаваемых, сохраняемых, ликвидируемых и модернизируемых рабочих мест с выделением рабочих мест в приоритетных отраслях, осваивающих конкурентоспособную продукцию с выходом на мировой рынок; в городах с градообразующими предприятиями; создаваемых для неконкурентных групп населения (инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста; женщин с детьми, военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных сил и членов их семей, вынужденных мигрантов; лиц, освобожденных из мест заключения); создаваемых или модернизируемых в связи с конверсией производства; с неблагоприятными условиями труда; прямых (создаваемых для выполнения основных трудовых функций) и сопряженных с ними, то есть обеспечивающих их функционирование; штатная численность работников по укрупненным профессионально-квалификационным и должностным группам - фактическая, дополнительно вводимая, сокращаемая и переквалифицируемая; ожидаемый переток кадров из депрессивных отраслей в развивающиеся; баланс спроса и предложения на рынке труда по категориям рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей; рост квалифицированного уровня работников и их профессиональной мобильности; финансовые затраты на создание новых и сохранение эффективных рабочих мест; возможность использования налоговых льгот для создания и сохранения рабочих мест, в том числе для развития системы переработки сырья, добываемого местными предприятиями, а также для развития отечественного производства с применением иностранной передовой технологии вместо невыгодного импорта зарубежных товаров.
  Необходимо создавать надежный механизм реализации требований Генеральной схемы создания рабочих мест при воплощении в жизнь программ развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия. Для этого следует в законодательном или ином правовом порядке ввести в практику проведение социальной экспертизы программ развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия, предусмотренных в Концепции промышленной политики Республики Бурятия, на соответствие требованиям Генеральной Схемы создания рабочих мест до принятия решения об их финансировании.
  Положительное заключение экспертизы и, следовательно, решение о начале реализации программы должно приниматься только после всесторонней оценки программ развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия, основываясь на приведенных ниже факторах. (Приложение 1).
  Таким образом, применение описанного выше комплексного технологического подхода к стратегическому регулированию рынка труда, имеющего межотраслевое общегосударственное значение, включающего в себя программно-целевое перспективное планирование экономического и социального развития республики (Концепция промышленной политики Республики Бурятия), Генеральную схему создания рабочих мест и механизм её реализации, основанный на социальной экспертизе программ развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия, позволяет на долгосрочной основе эффективно влиять на состояние рынка труда, обеспечивать приемлемый уровень безработицы и социальную стабильность.


 
© www.txtb.ru