|
4.2. Особенности рынка труда в Республике Бурятия и их влияние на устойчивое развитие региона
Одной из важнейших целей рынка труда является достижение эффективной занятости. От того, насколько эффективны организация и функционирование этой системы, зависит достижение данной цели, а по её достижении - устойчивое развитие региона. Среди функций рынка труда наиболее значимыми для достижения устойчивости развития являются следующие: • организация взаимодействия субъектов рынка труда - работодателей и наемных работников; • поддержание конкуренции на уровне, достаточном для эффективного распределения рабочей силы; • установление равновесных ставок заработной платы; • содействие занятости населения; • осуществление социальной поддержки безработных. Как уже указывалось выше, рынок труда - особый тип рынка, поведение которого в значительной степени социально детерминировано, что отражается в особенностях такого типа рынка (табл.1). Одной из особенностей является то, что права собственности на товар-труд неотделимы от его владельца, а труд как таковой представляет собой процесс расходования его рабочей силы, причем в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения. Другая особенность - высокая продолжительность сроков действия контрактов между продавцами и покупателями. Это обусловлено необходимостью обеспечения социальной защиты наемных работников.
Таблица 1. Некоторые особенности рынка труда
Ещё одной особенностью является наличие значительного числа неденежных факторов, влияющих на решение о заключении сделки: безопасность работы, условия труда и режим, возможности обучения и профессионального роста, отношения с коллегами и начальством, гарантии занятости. Часто эти факторы могут оказаться для человека важнее собственно заработной платы, поскольку работа фактически определяет его социальный статус. Кроме того, принимая решение о работе, человек учитывает временные издержки производства тех или иных товаров и услуг в собственном домохозяйстве, ведь многие блага можно купить не только за деньги, но и произвести самим, и, следовательно, можно сократить часы работы по найму. Также к числу особенностей такого вида рынка можно отнести наличие значительного числа факторов институционального характера. Среди таких факторов можно выделить различные институты - учреждения и службы регулирования занятости, систему трудового законодательства, государственные программы в области занятости и труда, макроэкономические рычаги регулирования занятости. Основная задача таких институтов - минимализация трансакционных издержек, то есть снижение уровня затрат временных, материальных, финансовых ресурсов, затрачиваемых работниками и работодателями в целях эффективного заполнения имеющихся вакансий. Ещё одной немаловажной особенностью является высокий уровень индивидуализации сделок. Причина этого кроется в человеке - носителе товара особого рода - труде. В силу определенной уникальности каждого человека - наемного работника и большого числа качественно разнообразных рабочих мест существует множество подходов к заключению контрактов между работодателями и лицами, претендующими на данные рабочие места. Ещё одной значимой особенностью рынка труда является то, сто спрос на данном типе рынка также имеет свои особенности. В силу того, что труд, в отличие от обычных товаров, покупается не для удовлетворения потребностей конечного потребителя, а для того, чтобы произвести какую-то конкретную продукцию, считается, что спрос на труд производный, и в этом его отличие от спроса на рынке потребительских товаров. Для рынка труда характерно функционирование в условиях наличия неполной информации. Это также является одной из особенностей рынка труда. Хотя и действуют государственные службы занятости и частные агентства по найму со своими базами данных, есть специальные печатные издания, теле - и радиопрограммы, тем не менее информация остается несовершенной. Процесс поиска работников для нанимателя или подходящей вакансии для работника всегда требует затрат как времени, так и денег, и отражается на результатах функционирования рынка труда в целом. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, то есть совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены на производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Считая рабочую силу товаром, государство должно обеспечивать необходимые условия для её справедливой купли- продажи на рынке труда, для чего в законодательном порядке устанавливать определенные правила. В частности, определять минимальные размеры почасовой заработной платы в бюджетном и небюждетном секторах экономики, пенсий, пособий и прочих денежных выплат наиболее уязвимым слоям населения; устанавливать размер минимальной оплаты труда, обязательный на всей территории страны, для всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности; регламентировать порядок и механизм социального партнерства работодателей и наемных работников через их представителей, выполнять посреднические функции в качестве третьей стороны. Также государство может регулировать ситуацию на рынке труда, влияя на макроэкономическую ситуацию, например, посредством изменения промышленной политики. В рамках данной работы, в силу её ограниченного объема, невозможно рассмотреть все аспекты государственного воздействия на рынок труда. В следующей главе внимание уделено основным, системообразующим направлением государственного регулирования рынка труда, надлежащее воплощение в жизнь которых позволит оптимизировать функционирование региональной системы рынка труда. В качестве мер, существенно влияющих на качественные параметры рабочей силы, нами признаны повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, создание условий для установления социально приемлемой цены рабочей силы. Меры, оптимизирующие в количественном и качественном аспектах спрос и предложение рабочей силы, реализуются в виде технологий регулирования занятости населения.
|
|