Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.5. Государственная политика в решении демографических проблем семьи

  В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
  • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
  • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
  • создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодёжи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
  • обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
  • повышение воспитательного потенциала семьи;
  • разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
  Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
  В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.
  Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.
  Перечислим факторы, влияющие на снижение рождаемости. К их числу относятся:
  1. Утрата традиционных устоев крепкой семьи, отторжение женщины от семьи, потеря мужчиной роли главы семьи и кормильца.
  2. Весь комплекс «сексуальной революции»: распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, венерических заболеваний, добрачных половых связей, растление детей и молодежи программами «сексуального просвещения».
  3. Отторжение народа от религии и морали.
  4. Сектантство.
  5. Насаждение «массовой культуры», дающей простор личным интересам индивидуума, противоположным интересам семьи, общества, государства.
  6. Пропаганда ничем не ограничиваемого секса, насилия, разврата, сатанизма.
  7. Проституция.
  8. Наркомания, алкоголизм.
  9. Ранняя смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.
  10. Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.
  11. Госфинансирование и государственная поддержка мероприятий по контролю над рождаемостью (внедрение программы «планирования семьи»): раздача бесплатных противозачаточных средств; оплата стерилизаций, абортов и их рекламы; налоговые льготы для тех, кто осуществляет эту деятельность; пропаганда малодетности.
  12. Оказание давления на женщину в медицинских учреждениях с целью принудить ее к отказу от рождения детей.
  13. Бесплодие женщин в результате абортов.
  14. Жилищная проблема.
  15. Отъезд за границу граждан репродуктивного возраста.
  16. Войны и беспорядки, вызывающие перемещение больших масс беженцев; крупные экологические катастрофы.
  В России существует государственная служба по контролю над рождаемостью, финансируемая из госбюджета. В нее входит более 200 центров планирования семьи и репродукции, в уставе которых прописано, что они оказывают медицинскую помощь и услуги в распространении противозачаточных средств.
  Медицинская помощь играет роль прикрытия и не составляет существенной доли в работе центров планирования семьи, которые проводят антинародную политику за народные деньги.
  Комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности является инструментальной основой для формирования первой из трёх программ, предлагаемых Центром в рамках общей стратегии преодоления депопуляции:
  1. Программа по укреплению института семьи, повышению рождаемости и обеспечению демографической безопасности.
  2. Программа по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни.
  3. Программа по оптимизации миграционных процессов (с подпрограммой по репатриации соотечественников).
  Реализация данного комплекса социально-демографических технологий должна основываться на следующих принципах:
  • соблюдение приоритетности демографических целей и задач по отношению ко всем остальным государственным (экономическим, политическим, социальным и прочим) целям и задачам;
  • дифференцированный подход в зависимости от региональной специфики демографического развития с приоритетным вниманием к тем регионам, в которых наблюдается депопуляция и наиболее негативная демографическая динамика;
  • дифференцированный подход в зависимости от уровня детности и уровня жизни конкретных семей и социальных групп;
  • применение технологий стимулирующего и поощрительного характера исключительно в отношении коренных жителей.
  Комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности России, предполагает следующее:
  1. В области информационной политики и СМИ:
  • повышать уровень освещения демографических проблем в СМИ, способствовать формированию общественного мнения, благоприятствующего проведению в стране государственных и общественных мероприятий, направленных на преодоление депопуляции, улучшение условий жизни семей с несколькими детьми и стимулирование рождаемости;
  • переориентировать СМИ с пропаганды крайнего индивидуализма и агрессии, внесемейного и бессемейного образа жизни на пропаганду положительных образцов жизни в семье; способствовать всеми доступными информационными средствами возрождению многовековых семейных традиций России;
  • в целях демографической безопасности противодействовать распространению информационных проектов, направленных на слом национальной идентификации, разрушение семейных ценностей и снижение рождаемости (в теле- и радиопространстве, среди журнальной и газетной продукции, в сети Интернет и т.д.);
  • направлять усилия на возрождение и утверждение в обществе мужской семейной (супружеской и отцовской) роли, путём включения данного аспекта в повестку СМИ и социальную рекламу;
  • ввести уголовную ответственность за пропаганду извращений и девиантных форм идентификации и поведения, в частности: разврата, проституции, педофилии, супружеской измены и т.п.;
  • обязать СМИ проводить предварительную демографическую экспертизу в отношении всех медиапродуктов перед их выходом к потребителю;
  • активизировать создание специальных теле- и радиопередач, ток-шоу, художественных и документальных фильмов, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к супружеству, родительству, полной семье с несколькими детьми;
  • создать привлекательные условия для участия коммерческих структур в социальной рекламе и других информационных проектах, направленных на преодоление демографического кризиса (снижение налогов, награды, премии и т.д.);
  • способствовать развитию информационных и культурных мероприятий (форумов, конгрессов, конференций, выставок, концертов, фестивалей и т.д.), пропагандирующих семейные ценности и способствующих преодолению депопуляции;
  • проводить широкомасштабные рекламные кампании с просе- мейным содержанием в СМИ и на различных наружных носителях.
  2. В области жилищной и градостроительной политики:
  • разработать градостроительную концепцию и стратегию расселения с учетом демографических интересов государства, плотности населения в конкретном регионе и существующей геополитической обстановки;
  • устранить негативные последствия стратегии расселения (населенные пункты с диспропорциями в половой структуре населения, образованные вследствие ориентации на узкоспециализированную деятельность градообразующих экономических субъектов социального и государственного значения);
  • способствовать проведению деурбанизации с ориентацией на создание небольших населенных пунктов, основанных на частном домовладении и землепользовании;
  • способствовать возрождению сельского хозяйства, в том числе путем развития семейных форм бизнеса (выделение земли в собственность или в долгосрочную аренду, содействие формированию класса «фермеров», государственный заказ на продукцию отечественного производителя и т. д.);
  • содействовать частному домовладению в пригородной зоне и сельской местности;
  • обеспечить выделение беспроцентного кредита семьям на покупку жилья и списывать его по мере рождения детей с полным погашением задолженности после рождения четвертого ребенка;
  • формировать позитивные стандарты демографического поведения при домостроительстве и жилищном проектировании.
  3. В области здравоохранения:
  • переориентировать деятельность системы здравоохранения на материнство, отцовство и деторождение;
  • размещать в учреждениях здравоохранения социально значимую информацию (стенды, плакаты, календари и т.д.), пропагандирующую материнство, отцовство и полную семью с несколькими детьми как элемент социального престижа;
  • ввести в качестве критерия деятельности учреждений родовспоможения уменьшение количества абортов и рост числа благополучных родов;
  • привести законодательство по абортам в соответствие с нормативными актами цивилизованных стран (невозможность государственного финансирования прерывания беременности, право врача на отказ от аборта, ответственность за рекламу абортов, за искусственное прерывание беременности против воли женщины, за предоставление женщине материалов для самостоятельного проведения аборта, обязательные психологические консультации перед абортом с установкой на сохранение плода);
  • создание службы по профилактике абортов, деятельность которой должна носить пронаталистский характер;
  • разработать комплекс мер по профилактике абортов и сохранению репродуктивного здоровья, включающий обязательное предаборт- ное консультирование в женской консультации с установкой на сохранение беременности и недопустимость нанесения вреда здоровью женщины;
  • разработать комплекс мер по предупреждению бесплодия и его лечению;
  • прекратить финансирование и запретить мероприятия по контролю над рождаемостью (прерывания беременности, рекламу абортов и контрацептивных средств) в рамках медицинских услуг и услуг в области здоровья;
  • разделить родовспомогательную и абортивную деятельность, перенести все абортивные мероприятия в специальные учреждения, не входящие в систему родовспоможения;
  • установить ответственность врача за принуждение к аборту или содействие в проведении аборта, за исключением медицинских показаний, установленных консилиумом врачей;
  • в правилах врачебной этики квалифицировать искусственное прерывание беременности без врачебных показаний как преднамеренное убийство живого существа;
  • ориентировать курсы биоэтики в медицинских учебных заведениях на разъяснение негативных медицинских и этических последствий искусственного прерывания беременности;
  • внести изменения в должностные инструкции медицинского персонала всех уровней и специализаций, закрепляющие право каждого медработника отказаться от участия в абортах и технологиях, которые могут быть по своей сути приравнены к ним;
  • задействовать потенциал религиозных и общественных организаций, занимающихся профилактикой абортов и поддержкой семьи и родительства в области предабортного консультирования, благотворительности, формировании здорового образа жизни и т.д.;
  • исключить стерилизацию из списка методов контрацепции;
  • не допускать пропаганду стерилизации в качестве приемлемых мер в области репродуктивного здоровья;
  • предоставление льготных путевок в места отдыха и лечебно-оздоровительные учреждения для семей с детьми, включая стоимость проезда, а также льготное посещение различных кружков и секций, при этом размер льготы должен быть установлен пропорционально числу детей и материальному положению конкретной семьи.
  4. В области образования:
  • создать в образовательной среде (как в образовательных учреждениях, так и в самом учебном процессе) положительный по отношению к семейным ценностям социальный климат: семейный компонент в образовательных программах, информационное и художественное сопровождение учебного пространства, различные мероприятия с семейным подтекстом, выставки, конкурсы и т.п.;
  • содействовать формированию в рамках надомной деятельности класса домашних воспитателей и учителей в лице родителей;
  • предусмотреть специальные меры социальной защиты детей из семей с тремя и более детьми в области образования, включив этих детей в категорию льготных групп (имеющих те же права в области образования, что дети-инвалиды и дети-сироты) при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения;
  • ввести в систему дошкольного, школьного и высшего образования просемейный компонент. Подготовка детей и подростков к семейной жизни должна быть направлена как на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни, так и на привитие навыков межличностного и полоролевого общения (в т.ч. будущего супружеского и родительского), выработку норм поведения в различных ситуациях добрачной и семейной жизни, предупреждение раннего начала половой жизни, обучение различным видам домашнего труда;
  • отменить реализацию в образовательных учреждениях программ по контролю над рождаемостью (так называемого. «полового воспитания» и «планирования семьи») и других мероприятий, направленных на снижение рождаемости;
  • разработать и утвердить программу изучения родословной семьи в федеральном или региональном компоненте образовательных программ в государственных образовательных учреждениях;
  • обеспечить конституционное право граждан Российской Федерации на полноценное религиозное образование;
  • предусмотреть возможность льготного посещения культурных мероприятий (выставок, музеев, концертов и т.д.) для семей с детьми, с особыми преференциями для многодетных семей;
  • разработать и выпустить компьютерные игры, имитирующие семейную жизнь с бесплатной раздачей на занятиях по подготовке к семейной жизни в образовательных учреждениях.
  5. В области повышения уровня жизни:
  • переориентировать экономику на повышение автономности семьи как самостоятельной социально-экономической системы, на соединение семьи и работы;
  • осуществить необходимый переход от индивидуализации (с отдельного работника) к ориентации на полную семью с несколькими детьми;
  • создать механизм «детской ренты», состоящей из отчислений от доходов с продажи сырья, - так называемый «фонд будущего», предполагающий именной счёт на каждого российского гражданина в возрасте от 0 до 25 лет;
  • содействовать внедрению в разных сферах деятельности надомного труда родителей и детей;
  • поощрять семейный бизнес, особенно в сельской местности и слабозаселенных районах страны (снижение налогов, беспроцетное кредитование, государственные дотации, предоставление земли, техники и др. необходимых средств);
  • определять прожиточный минимум и средний бюджет применительно к семье с обоими родителями и тремя-четырьмя детьми;
  • уравнять родительский труд с профессиональным внесемейным трудом;
  • ввести «семейную зарплату», определяемую в зависимости от числа детей в семье;
  • определять размер пенсии по старости в зависимости от числа детей и труда вложенного в их воспитание и образование;
  • по достижении льготного (при наличии детей) пенсионного возраста женщине должны выплачиваться соответствующие пенсионные средства;
  • ввести стимулирующую систему налогообложения с преференциями семьям с несколькими детьми;
  • стимулировать налоговыми льготами и иными государственными мерами семейно-ориентированные инициативы со стороны работодателей всех форм собственности (финансовое стимулирование, натуральную и гуманитарную помощь, карьерное продвижение, организация семейного отдыха и досуга, медицинское обслуживание, образование детей и т.д.);
  • продлить период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • ввести льготы для проезда членов семей с тремя и более детьми в общественном транспорте;
  • усовершенствовать систему детских и семейных пособий;
  • увеличить размер оплаты отпуска по беременности и родам, предусмотрев ограничение минимального размера оплаты на уровне не менее прожиточного минимума;
  • увеличить ежемесячное пособие на ребенка;
  В ХХ, а затем и в XXI веке роль женщины постепенно меняется. Если раньше основным занятием было просто выжить, прокормиться, теперь на первый план выходит удовлетворение духовных потребностей, самореализация. Женщина становится теперь не просто домохозяйкой и хранительницей очага, сегодня она становится более самостоятельной, эмансипированной - не семья и дети, а карьера, высокое положение в обществе, независимость становятся первоочередной задачей. Каждый человек пытается себя реализовать в какой-либо сфере жизнедеятельности. Мировоззрение женщины, а также положение ее в обществе резко изменилось. Роль в семье также резко меняется. Редкая женщина теперь желает зависеть от мужчины. Женщина сначала старается занять определённое положение в обществе, а затем только создает семью. Это большая проблема на сегодняшний день.
  Такие глобальные изменения в сознании людей позволяют отметить кризис института материнства. Проблема заключается также еще и в том, что работодателю не выгодно брать на работу женщину, у которой есть ребенок. На предприятиях не создаются условия для матерей, нет детских садов, яслей, что позволило бы совместить работу и ребенка с минимальным ущербом для всех. Женщина хочет развиваться во всех направлениях, а поэтому задача государственной политики заключается в том, чтобы помочь ей это осуществить.

Список литературы

  1. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  2. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. - М.: Былина, 2000.
  3. Лесков Л. В. Человек и труд // Социальная политика. - 2003. - № 1.
  4. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. - М.: Госкомиздат. 2003.
  5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат, 2002.
  6. Рофе А.И. Рынок труда. - М.: МИК, 2003.
  7. Савченко П.В. Политика доходов и заработной платы. - М.: Экономист, 2004.
  8. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. - М.: Академия, 2001.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006.
  10. Шлендер П.Э. Экономика труда. - М.: Юрист, 2003.


 
© www.txtb.ru