|
13.2. Девиантное поведение и теории девиации
Понятие девиации Девиантное поведение (от лат. де - отделение и виа - дорога, девио - отклонение) - это поведение индивида или группы, не соответствующее общепринятым нормам; нарушение норм, правил, образцов поведения. Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от нормы. Оно является проявлением недостатков социализации. Отклонения могут быть осуждаемые и одобряемые обществом или группой. В социологии девиантное поведение понимается в основном как поведение осуждаемое, аномально-отрицательное. Девиантное поведение делится на два типа: 1. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии. 2. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие у человека явной или скрытой психопатии). Но отклоняющееся поведение может иметь и позитивный характер, выступая как стремление личности к достижению превосходных результатов деятельности. Это может быть героизм, самопожертвование, выдающееся научное открытие, изобретение и т. д. По мнению Т. Л. Кончанина, в нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения - составляют люди без отклонений в поведении. В своем становлении личность девианта проходит обычно два этапа: 1. Первичное отклонение. В данном случае поведение в целом соответствует культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы и являются лишь результатом отдельных проявлений отрицательных акцентуаций характера индивида. 2. Вторичное отклонение. В данном случае индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в обществе или социальной группе норм, и его действия носят девиантный характер. Причины девиации В отношении причин и истоков девиантного поведения у социологов существуют разногласия. Одни видят причины отклоняющегося поведения в наследственности, другие - в особенностях строения человеческого тела, третьи обвиняют окружающую среду и общество. В системном виде причины девиантного поведения личности можно представить следующим образом. 1. Нарушения процесса социализации личности. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, он воспринимает социальные нормы как справедливые. Выросший в неблагополучной семье ребенок более склонен к негативному отношению к другим, ему присущи беспокойство и тревога, отсутствие ориентации на будущее. 2. Противоречия между нормами и ценностями. Воспитание ребенка в благополучной семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. В этом случае подростку кажется, что его воспитывают неправильно, то, что говорят в семье - неправда; обостряется конфликт отцов и детей. 3. Отсутствие объединяющей национальной идеи. Эта причина девиантного поведения особенно характерна для современной России. Система воспитания, сложившаяся в прежние годы, разрушена, идеалы и ценности объявлены неверными, а новая система воспитания не создана. Такой воспитывающей силой, по мнению некоторых социологов и политологов, может стать религия с ее установками на терпимость, толерантность, веру в добро и справедливость, уважение к окружающим. Однако не следует забывать, что лишь часть граждан России считают себя верующими. 4. Противоречия между нормами и ценностями общества и интересами личности. 5. Социальное отчуждение и аутсайдерство личности. Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и ценностей приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм). В этой ситуации личность теряет уверенность в правильности выбранной линии поведения. По его мнению, дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствует, либо противоречат сами себе. Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления. Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности, психологического здоровья и ведет к девиации. Э. Фромм считает, что в условиях аномии личность утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособления от экономики, политических и нравственных норм. Многочисленные формы отклоняющегося поведения в обществе свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем данного конкретного общества, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные нормы. Наиболее характерно это явление для переходного общества, когда размываются или меняются ценности и идеалы, правовые и моральные нормы, а девиации стремятся превратить в социальные нормы. Именно в подобном состоянии находится в настоящее время российское общество. Типы девиации Типологизировать отклоняющееся поведение можно по следующим основаниям: 1. По масштабам отклонения: • первичное - незначительное и терпимое отклонение, когда действия индивида укладываются в рамки социальной роли; • вторичное - отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется девиантным. По субъектам поведения: • индивидуальные - когда отдельный индивид отвергает нормы своей группы; • групповые - отклонения группы от норм доминирующей в обществе культуры в соответствии с нормами собственной субкультуры. По сущности отклонений: • психические - отклонения в личностной организации, связанные с психикой (психозы, неврозы, аффекты и т. п.); • культурно-нравственные - отклонения в поведении от норм культуры и морали. По соответствию нормам культуры: • культурно одобряемые - отклонения, которые связаны с понятием возвеличивания, то есть возвышения над другими. Культурно одобряемые отклонения основаны на сверхинтеллектуальности, особых склонностях, сверхмотивации, личностных качествах и счастливых случайностях; • культурно осуждаемые - отклонения, которые связаны с нарушением нравственных норм и законов, строго осуждаемые и наказываемые. Российские социологи Я. И. Гименский и В. С. Афанасьев к основным формам девиантного поведения, характерного для современной России относят следующие: 1. Пьянство и алкоголизм. 2. Наркомания. 3. Преступления. 4. Самоубийства. 5. Проституция. 6. Гомосексуализм. Девиантное поведение находит свое яркое выражение в агрессии, которая может проявляться в следующих видах: 1. импульсивная агрессия - разрушительные действия; 2. инструментальная агрессия - как средство достижения определенной цели; 3. индуцированная агрессия - этот вид агрессии присущ толпе, которой нужен образ врага; 4. экспрессивная агрессия - угрожающие позы и жесты; 5. аффективная агрессия - гнев, злоба; 6. вербальная агрессия - словесные угрозы. Признаки социальных отклонений: • одинаковая направленность всех отклонений, встречающихся у сходных групп населения в сложившихся условиях: • близость или единство причин девиации; • определенная повторяемость (сменяемость) девиации. Показатели массовых социальных отклонений: • в количественном плане - состояние и уровень; • с качественной стороны - структура и динамика. Состояние - это абсолютное число актов девиантного поведения, совершенных на данной территории за данное время. Уровень - это относительный показатель, характеризующий число актов отклоняющегося поведения на единицу населения (как правило, на 100 тысяч). Структура - это соотношение внутри данного массива отклонений разного вида (в долях процента или в абсолютных цифрах). Динамика - это совокупный качественный показатель, характеризующий изменение состояния, уровня и структуры всего массива социальных отклонений во времени на определенной теории. Она дает возможность раскрыть тенденции в движении социальных отклонений. Суицид Среди видов девиантного поведения наиболее опасным является суицид (от лат. суи - себя и цаедеро - убить) - самоубийство. Исследуя это явление, Э. Дюркгейм выпустил в 1897 г. монографию «Самоубийство», в которой сделал вывод, что самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми. Он выделил следующие типы самоубийств: 1. Эгоистическое - когда личность считает, что жизнь потеряла смысл. 2. Альтруистическое - когда личность считает, что произошло полное ее поглощение обществом и индивид отдает ему свою жизнь, смысл которой ему видится вне физического существования. 3. Аномическое - самоубийство, обусловленное состоянием аномии в обществе. 4. Фаталистическое - это самоубийство - антипод аномического. Современные социологи, в частности Ю. И. Рысь и В. Е. Степанов, выделяют следующие виды самоубийств: • самоотречение - фанатичная жертва собою ради достижения отвлеченных целей; • институционное - совершаемое по мотивам, отражающим репрессивные, этнические предписания общества или космогонические предписания (самосожжение буддистов); • невротическое - самоубийство, вызванное истерией, психическими заболеваниями; • бредовое - обусловлено бредом преследования, манией величия, манией всемогущества, бессмертия; • депрессивное - связано с идеями греховности, самообвинения, переживанием смыслоутраты; • демонстративное - совершаемое как демонстрация своего мужества, бесстрашия перед смертью; • как образ жизни - присуще как данность определенным формам деструктивного поведения; • платоническое - совершается по идейным соображениям; • альтруистическое - добровольная смерть ради спасения других (камикадзе); • индуцированное - совершаемое под влиянием внушения или других скрытых форм манипулирования сознанием (зомбирование); • итоговое - совершаемое из-за боязни мучительной или позорной смерти или как отражающее факт обесценивания или непонимание ценности своей жизни. Суицидогенные факторы: 1. Биологические: • раса - у негров и индейцев суицид почти не встречается, а немцы, саксонцы склонны к самоубийству; • пол - мужчины в 4 - 5 раз больше прибегали к суициду, чем женщины; • возраст - наиболее часты самоубийства у мужчин 16 - 18 лет и у женщин 40 - 45 лет. 2. Социально-экономические: • социально-экономическая ситуация в стране; • проживание в определенной местности; • разводы; • лишение свободы или угроза ее лишения; • уровень образования, профессия, условия жизни; • безработица; • изнасилования. 3. Естественно-природные - влияние погоды, температуры, солнечной энергии. Теории девиации Проблемы девиантного поведения всегда изучались учеными-социологами, и в результате сложились следующие теории. 1. Теории физических типов. Основоположником этих теорий считают Ч. Ломброзо (1835 - 1909), итальянского судебного психиатра и криминалиста. Ломброзианство, или физиогномика, считает, что предрасположенность к девиантному поведению, преступлениям заложена в человеке в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов). Э. Креймер и В. Шелдон дополнили учение Ломброзо положениями о типах человеческой конституции и темперамента как источниках девиации. 2. Психоаналитические теории. Основоположник психоанализа австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд (1856 - 1939) считал, что либидо (сексуальная энергия) является причиной и основанием поведения людей. Личностные конфликты, происходящие внутри сознания на основе нереализованного либидо, приводят к отклонению в поведении. З. Фрейд ввел понятие сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. 3. Социологические теории. Основоположники этих теорий Э. Дюркгейм и Т. Парсонс объясняют девиантное поведение личности издержками процесса социализации. Р. Мертон, разработавший теорию аномии как поведения, отклоняющегося от социальных норм, считает причиной девиации наличие в обществе большого числа норм. Личностные интересы индивида, входящие в противоречие с этими нормами, вызывают девиации. Основное содержание теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма сводится к тому, что дезорганизация отражает то состояние общества, когда ценности либо отсутствуют, либо противоречат сами себе. Социальные явления, представляющие собой наличие множества систем норм, в которых индивиду трудно ориентироваться, он назвал аномией. По его мнению, аномия (отрицание закона) - это нормальная форма поведения индивидов. Современный американский социолог Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: • индивид, совершающий определенные деяния; • норма, предполагающая нормативные ожидания общества; • социальная группа, которая конкретно воспринимает субъекта девиации. 4. Культурные теории. Эти теории объясняют социальные отклонения противоречиями между культурными нормами, между общественной культурой и субкультурами, а также общением с дурной компанией. Сторонники теории конфликта считают, что общество, создавая социальные нормы, само предполагает девиации. Та же мысль проходит и в концепции наклеивания ярлыков: социальные группы сами создают девиации, устанавливая нормы. Эти теории описывают и объясняют девиантное поведение в обществе. Таким образом, личность является первичным субъектом социальной жизни и первичным элементом социальной системы. Знать основные положения социологии личности необходимо для того, чтобы влиять на процесс социализации и, используя социальные санкции, не допускать девиантного поведения.
|
|