Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



10.1. Социальное взаимодействие и социальные отношения

  Понятие социального взаимодействия и действия
  Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
  В социологии социальное взаимодействие обозначается специальным термином - интеракция.
  Социальное взаимодействие представляет собой совокупность социальных действий.
  Социальное действие - это действие социального субъекта (личности, социальной общности), которое направлено на другой социальный субъект, ориентируется или соотносится с ним.
  Теория действий была разработана американским социологом Т. Парсонсом, который считал, что система действий включает в себя подсистемы с функциями:
  • адаптации;
  • целедостижения;
  • интеграции;
  • воспроизводства структуры;
  • создания и поддержания символических образцов (ценностей, нормативов).
  Социальное действие, как правило, подчиняется правилу «или» и может быть:
  • импульсным или подготовленным;
  • рациональным или нерациональными;
  • мгновенным или длительным;
  • законным или незаконным;
  • добровольным или вынужденным;
  • созидательным или разрушительным и т. п.
  Немецкий социолог М. Вебер в зависимости от характера и степени рациональности выделял следующие социальные действия:
  1. Целерациональное - это действие, которое имеет осознанную цель и мотивацию.
  2. Ценностно-рациональное - это действие, основанное на сознательной вере в то, что наш поступок имеет этическую, эстетическую, религиозную или иную ценность. Это действие не должно быть ориентировано на цель или выгоды, оно бескорыстно. Поступая ценностно-рационально, мы действуем в соответствии со своими убеждениями и выполняем то, что требует от нас долг, достоинство, красота, честь, вера.
  3. Традиционное - это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки. Это повседневные действия, совершаемые нами, над смыслом которых мы даже не задумываемся (одеваемся, чистим зубы, умываемся и т. п.).
  4. Аффективное - это действие, не имеющие цели, совершаемое в сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии.
  5. Иррациональное - это действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Как правило, носит разрушительный характер.
  Социальное действие составляет начало взаимодействия только в том случае, если направлено на другой субъект и вызывает обратную реакцию. Другими словами, взаимодействие - это двунаправленный процесс обмена действиями между общественными субъектами.Социальное взаимодействие, складываясь из отдельных действий, включает, в первую очередь, статусы и социальные роли. Отсюда мы можем их типологизировать по сферам:
  1. Экономическая. Социальные субъекты выступают как собственники, наемные работники, предприниматели, банкиры, безработные.
  2. Политическая. В этой сфере социальные субъекты противоборствуют и сотрудничают в борьбе за власть, а личности выступают в роли субъектов государственной власти: президенты, министры, судьи, полицейские и т. п.
  3. Профессиональная. Здесь личности выступают как токари, механики, плотники, учителя, военные и т. п.
  4. Семейно-родственная. В этой сфере личности выступают в роли отца, матери, дедушки, бабушки, тещи, зятя и т. п.
  5. Демографическая. Это сфера включает взаимодействие между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас.
  6. Религиозная. Подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания.
  7. Территориально-политическая. Это сфера столкновения, сотрудничества и конкуренции между городскими и сельскими, местными и пришлыми, постоянно проживающими и эмигрантами.
  Все многообразие социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы - первичную и вторичную
  Первичная сфера - область личных отношений и взаимодействия, которые существуют в малых группах: среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи.
  Вторичная сфера - это область деловых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, театре, церкви, банке.
  Деление на первичную и вторичную сферы интеракции удобно тем, что благодаря ей устанавливается соответствие между социальным взаимодействием и социальными отношениями, с одной стороны, социализацией и социальными группами - с другой.
  Вторичные отношения - сфера социально-статусных отношений. Их еще называют формальными, безличными, анонимными. Если участковый врач равнодушно смотрит сквозь вас, выслушивает не слыша, автоматически выписывает рецепт и выкликает следующего, то он формально исполняет служебный долг, то есть ограничивается рамками социальной роли. Напротив, ваш личный врач, давно установивший с вами доверительные отношения, обнаружит даже то, о чем вы не сказали, услышит то, что вы не говорили. Он внимателен и заинтересован. Между вами - первичные, то есть личные отношения.
  В социологии также принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.
  Взаимодействие как обмен
  Любое взаимодействие можно рассматривать как обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами.
  Основы теории обмена заложены немецким социологом Г. Зиммелем, основоположником так называемой формальной социологии. Г. Зиммель считал, что всякие контакты среди людей покоятся на схеме предоставления и возврата эквивалентности.
  Структура обмена достаточна проста:
  • агенты обмена - два или более человека;
  • процесс обмена - совершаемые по определенным правилам действия;
  • правила обмена - устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;
  • предмет обмена - товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.;
  • место обмена - заранее условленное или спонтанно возникшее место.
  Теорию обмена Дж. Хоманса (1910 - 1989), американского социолога, можно охарактеризовать тем, что поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, поощрялись ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:
  1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи.
  2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, - от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, - но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
  3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления.
  4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.
  Принципы Дж. Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких человек, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другими одними и теми же соображениями.
  В общем виде социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждать. Теория обмена Дж. Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.
  Понятие социальных отношений
  Социальные отношения - это совокупность связей, возникших в результате взаимодействия социальных субъектов.
  Социальные отношения тесно связаны с социальными статусами, и нельзя социальные статусы путать с личными статусами. Так, между руководителем и работником могут сложиться хорошие отношения - это межличностные отношения на основе личных статусов. Но если работник плохо справляется со своей профессиональной ролью, то есть не соответствует своему социальному статусу, его надо уволить. В этом случае руководитель и работник - социальные роли.
  Виды общественных отношений
  Социальные отношения выступают как элементы общественной системы. Существующие общественные отношения можно представить в следующем виде.
  1. Экономические отношения.
  Эти отношения считаются базовыми, так как обеспечивают производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей людей.
  Они включают в себя:
  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.
  2. Политические отношения.
  Это отношения, которые представляют совокупность учреждений и организаций, выражающих интересы социальных групп, осуществляют руководство и управление обществом в рамках политической системы.
  Элементами политической системы являются:
  • государство и его органы (парламент, правительство, суд и т. д.);
  • политические партии и партийные системы;
  • общественные организации;
  • группы давления и т. д.
  3. Социальные отношения.
  Социальные отношения - это система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности, национальном факторе. Они регламентируют потребление и распределение материальных и духовных благ.
  Основными элементами социальной структуры общества являются:
  • классы или страты;
  • общности и социальные группы;
  • этнические группы и др.
  4. Духовные отношения.
  Это отношения в духовной сфере общества, которые позволяют человеку реализовать свои экзистенциальные потребности, способствуют нормативному регулированию общества и включают в себя:
  • духовную деятельность;
  • ценности и потребности;
  • духовное потребление;
  • обыденное и теоретическое сознание;
  • идеологию и общественное сознание.
  Таким образом, общественные отношения являются связующим компонентом общества и охватывают все его сферы.
  Понятие социального движения
  Социальное движение - это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или сопротивление социальным изменениям в обществе или социальной группе.
  Социальное движение - это массовое добровольное участие населения в решении общественно значимых проблем путем давления на власть.
  Характерными чертами социального движения являются:
  • широкий социальный союз социальных групп и организаций с различными социальными статусами;
  • отсутствие внутренней структуры. Внутри движения никто никому не подчинен, все равны, но могут подчиняться воле лидера или случаю, стихии. В нем нет фиксированного членства, аппарата управления, четкого распределения функций;
  • различная мотивация участников движения. Одни руководствуются мотивами гражданского протеста, другими движет отчаяние, третьи желают реализовать себя в этом движении, изменить (в сторону повышения) свой социальный статус;
  • недолговечность. Социальное движение, выполнив свою функцию, достигнув цели, либо распадается, либо укрепляет единство, структурирует свои ряды и оформляется как политическая партия.
  Английский социолог Э. Гидденс выделил следующие области действий современных движений:
  1. Демократические движения. Их цель - установление или сохранение политических прав.
  2. Рабочие движения - это профсоюзные движения по защите контроля над рабочими местами, по отстаиванию и преобразованию более общего распределения экономической власти.
  3. Экологические движения. Они направлены на ограничение разрушений окружающей среды и общества в результате преобразовательной деятельности человека.
  4. Движение за мир. Их участники выступают за отказ от распространяющегося влияния власти военных и агрессивных форм национализма.
  В последние десятилетия появились женские движения и движения в защиту прав потребителей. Все они могут взаимодополнять друг друга, но также и состоять в конфликте, например, требование работы в конфликте с экологическими соображениями. Такие движения иногда порождают противоположные им по характеру, включая консервативные, национальные движения и нацеленные на блокирование или отмену реформ в сфере нравственности.
  Типы социальных движений
  В соответствии с целями, которые преследуют социальные движения, выделяют следующие их типы:
  1. Реформаторские движения. Они выступают за прогрессивное и постепенное изменение существующей системы.
  2. Регрессивные движения. Выступают за частичное или полное возвращение к старым порядкам.
  3. Утопические движения. Эти движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества: средневековые коммуны, «зеленые», кришнаиты и т. п.
  4. Революционные движения. Они подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.
  Социальные движения могут действовать многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются на международном уровне. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.
  Стадии социальных движений
  Несмотря на различие в целях, в методах действий и поведении все социальные движения проходят в своем развитии одинаковые стадии. Российский социолог С. С. Фролов выделят такие жизненные циклы социальных движений.
  1. Стадия беспокойства.
  Состояние социального беспокойства вызывается следующими факторами:
  • неуверенность людей в завтрашнем дне;
  • социальная несправедливость;
  • нарушение привычного жизненного уровня;
  • боязнь людей потерять, изменить (в сторону понижения) свой социальный статус.
  2. Стадия возбуждения.
  Эта стадия характерна тем, что идентифицируются реальные социальные объекты - источники беспокойства.
  На этой стадии:
  • сторонники движения собираются вместе;
  • появляются лидеры;
  • начинают работать агитаторы движения.
  Эта стадия охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению, и оно затухает не начавшись.
  3. Стадия формализации.
  Это стадия упорядочения движения, для которой характерно:
  • утверждение лидеров в своей роли и в сознании участников движения;
  • обоснование идеологии движения;
  • формирование тактики и стратегии движения для оптимального достижения целей;
  • дисциплинированность участников движения.
  Эта стадия также отличается кратковременностью.
  4. Стадия институционализации.
  Эта стадия придает социальным движениям законченность и определенность. Это действующее организованное движение со своей символикой, кодексом и идеологией. Среди участников движения устанавливается устойчивая связь, место усердных агитаторов занимают эффективные бюрократы, выполняются определенные социальные роли.
  5. Стадия распада.
  Движение, выполнившее свою роль, достигшее цели, распадается или превращается в политическую партию и участвует в борьбе за власть или управление государством.


 
© www.txtb.ru