|
8.2. Руководство и управление в современном обществе
Под руководством в современном обществе обычно понимается выработка научно обоснованных направлений и методов развития как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах. Под научным управлением понимают непосредственную организацию реализации руководящих решений. Цивилизованное общество ставит личность в центр общественного развития. Человек здесь всё более становится свободным, всё более реализует свою сущность как субъект общественной жизни, а не его объект. Следовательно, совпадение объекта и субъекта управления - важнейшая сущностная особенность управления и руководства в цивилизованном обществе. В современных условиях основная масса населения является субъектом управленческих отношений в основном опосредовано, т.е. через своих избранных представителей. Есть, конечно, и формы непосредственного участия (различного рода собрания, митинги, демонстрации, письма в газеты, участие в контроле и т.п.), но не они определяют суть управления. Такое состояние означает, что управление и власть в обществе не совпадают полностью с объектом управления (трудящейся массой). Отсюда необходимость иметь группу людей, профессионально занимающихся политикой, управлением. Наличие такого аппарата постоянно таит в себе опасность отрыва, отчуждения политической власти и управления от населения. При определённых условиях такая опасность реализует себя в действительности (Гитлер, Сталин, Мао и т.д.). Зависит это от многих факторов. Главные из них - низкий уровень руководящих кадров и неразвитость политической активности масс. Влияют, конечно, и внешние условия, но не они главные. Нашей стране, чтобы перейти к современной системе управления, надо установить стимулирующую развитие общества политическую систему (подробно рассмотрим далее); повысить политическую активность и осознанность действий широких народных масс; повысить уровень подготовки руководящих кадров; сформулировать и придерживаться принципов эффективного управления. Эта проблема стоит перед всеми, но особенно актуальна - для неразвитых в экономическом отношении стран. Так происходит потому, что население здесь, как правило, малограмотно и не прошло школу политической борьбы, которая была в развитых капиталистических странах. Как же можно повысить политическую активность широких масс? Здесь есть несколько направлений: - через обучение широких масс социологической теории; - через расширение участия масс в реальном управлении. Вот почему сегодня такое большое значение придаётся расширению гуманитарного образования на всех уровнях: в школе, в вузе, в трудовых коллективах и по месту жительства. А также расширению практики участия масс в непосредственном управлении. У нас в стране все привыкли к бюрократическому управлению, а нужны руководители, способные управлять иными, более эффективными, более современными методами. В мире давно сформулированы требования к таким руководящим кадрам. Нам не надо ничего изобретать, надо уяснить эти требования себе и готовить в соответствии с ними новые кадры. В крупном плане эти требования следующие: 1. Преданность идеям демократического управления. Управленцы должны понимать, что необходимо опираться в работе не только на свой личный опыт и здравый смысл, но и на мнения других людей. Как побудить руководителей действовать таким образом? Через систему выборов и назначений одновременно. Надо, чтобы управленец мог эффективно работать и с вышестоящим руководством, и с подчинёнными. 2. Компетентность. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Отсюда широкое распространение различных школ в сфере бизнеса и менеджмента. Время руководителей-практиков прошло. Управление стало настолько сложным, что без специальной подготовки, учитывающей опыт предшествующих поколений и новейшие теоретические разработки, эффективно управлять стало невозможным. 3. Наличие организаторских способностей. Зависит во многом от личных качеств человека, от его опыта организаторской работы в различных сферах общественной или политической жизни. Именно поэтому на ответственные руководящие посты обычно выбираются (назначаются) люди, прошедшие школу организаторской работы в пределах какой-нибудь, для начала пусть небольшой, общественной организации, малого или среднего предприятия и т. д. 4. Простота и доступность. Если первые три требования видны со стороны вышестоящего руководства, то данное требование - только снизу, со стороны подчинённых, от которых практически невозможно скрыть какие-то недостатки в работе, в личном образе жизни. Каждое из этих требований - тема отдельного большого разговора. Здесь же подчеркнем, что они должны быть у современного руководителя любого уровня в комплексе. Наличие всех этих требований позволяет осуществлять эффективное управление, основываясь не только на здравом смысле, но и на принципах научного управления. Под принципами обычно понимаются основные нормы, правила, на которые опираются органы, организации и люди, осуществляющие деятельность по управлению. Рассмотрим не все, а наиболее общие принципы, прямо влияющие на эффективность управленческого труда. Какие же это принципы? 1. Принцип общечеловеческой целесообразности. В основе своей деятельности субъект управления должен исходить прежде всего из общечеловеческих интересов, а уж затем из указаний вышестоящего руководства, интересов отдельных классов, партий и т.д. В реальной жизни выполнение данного принципа возможно лишь при определенном гуманистическом воспитании управленцев, когда человеческая жизнь, ее уровень и качество ставятся во главу угла и объявляются высшей ценностью в обществе. 2. Принцип демократического единства. Управленческие решения должны приниматься на базе выработки общего интереса, лучше всего на базе консенсуса или как можно большего числа голосов. В другом случае, если даже решения и будут приняты, они вряд ли будут претворены в жизнь, поскольку всегда найдутся силы, их тормозящие. В истории достаточно примеров действенности этого принципа, еще больше примеров, доказывающих его действенность от обратного. 3. Принцип объективности. Этот принцип говорит о том, что в управленческой деятельности необходимо руководствоваться не столько интуицией и здравым смыслом, сколько опираться на объективную информацию и знание объективных законов. Трудность практического применения данного принципа заключается в том, что законы современного общества проявляются не сами по себе, а через сознательную деятельность людей. В связи с этим у руководителей часто возникает мнение, что можно сделать все, что им захочется. Жизнь жестоко наказывает таких руководителей и руководимые ими коллективы. 4. Принцип комплексности. Для нас это новый принцип. Суть его в том, что при принятии управленческого решения необходимо учитывать все факторы, действующие в обществе, и все возможные последствия принятого решения. Только через учёт всех связей и взаимосвязей решаемой проблемы должно строиться управленческое решение в цивилизованном обществе. Часто сделать это достаточно трудно. Поэтому надо учиться привлекать экспертов из различных сфер и понимать их доказательства и точки зрения.
Практикум по теме 8
1. Что на сегодняшний день является более актуальным для России? А - переход к частной форме собственности; Б - выплаты дивидендов по акциям; В - повышение управляемости обществом; Г - понижение дефицита бюджета. 2. Чем отличается руководство от управления? А - понятие руководства шире понятия управления; Б - руководство - стратегия, управление - тактика; В - понимание управления шире понимания руководства. 3. В чем проявляет себя сущность руководства и управления в цивилизованном обществе? А - в совпадении субъекта и объекта управления; Б - в увеличении роли руководства по сравнению с управлением; В - в увеличении роли управления по сравнению с руководством. 4. Какую опасность таит в себе группа людей, профессионально занимающихся политикой, управлением? А - отчуждение власти от населения; Б - анархия в организации общественной жизни; В - нельзя так задавать вопрос. 5. Что необходимо сделать в стране, чтобы перейти к современной системе управления? А - послать учиться за границу молодые кадры; Б - повысить политическую активность широких масс; В - придерживаться принципов эффективного управления; Г - необходимы все вышеприведенные факторы. 6. Как повысить активность широких народных масс? А - через развитие политической системы; Б - через обязательное введение ответственности за порученное дело; В - необходимо одновременное действие вышеназванных факторов. 7. Какие требования предъявляются сегодня к управленческим кадрам? А - преданность идеям демократического управления; Б - компетентность; В - наличие организаторских способностей; Г - простота и доступность; Д - все перечисленные выше факторы. 8. В чем заключается смысл принципа общечеловеческой целесообразности в научном управлении? А - в видении приоритетов общечеловеческих интересов; Б - в видении приоритетов трудового коллектива; В - в признании приоритета выбранного народом руководства. 9. В чем заключается смысл принципа демократического единства в научном управлении? А - подчинение большинства меньшинству; Б - подчинение меньшинства большинству; В - принятие решения на основе споров и дискуссий; Г - принятие решения на основе согласия и единства. 10. В чем заключается смысл принципа объективности в научном управлении? А - надо руководствоваться в управленческой деятельности объективными данными; Б - надо руководствоваться в управленческой деятельности здравым смыслом и интуицией; В - надо руководствоваться интересами большинства. 11. В чем заключается смысл принципа комплексности в научном управлении? А - надо учитывать все факторы, действующие в обществе; Б - надо учитывать все последствия принятых решений; В - надо учитывать и то, и другое.
|
|