|
5. Социологическая теория марксизма
Наряду с социологическими системами О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и М.Вебера во второй половине XIX и в
XX веке одной из наиболее влиятельных общесоциологических теорий являлся марксизм. Ее создатели Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1995) разработали диалектико-материалистическое понимание истории и основывающуюся на нем концепцию общественной формации. Большая часть работ К. Маркса посвящена экономическим проблемам, и сам он никогда не рассматривал себя как «социолога». Но поскольку экономические проблемы всегда исследовались в связи с социальными процессами институтами, его работы весьма глубоки в социологическом плане. Некоторые работы создателей марксистского учения (например, «Анкета для рабочих» К.Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф.Энгельса) опираются на обширный эмпирический материал и, по существу, являются социологическими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» имеется почти сто вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труда, бюджета семьи и т.д. На становление марксизма существенное влияние оказали диалектика Г.Гегеля и материализм Л. Фейербаха, политико - экономические воззрения А.Смита и Д.Рикардо, социалистические утопии А.Сен - Симона, Ш. Фурье и Р.Оуэна. Для социологической теории марксизма характерны: - понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, культурную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. В качестве системообразующего элемента социальной системы, определяющего ее качественную характеристику, рассматривается способ производства материальных благ - единство производительных сил и производственных отношений; - интерпретация социальной истории как процесса последовательной смены общественно-экономических формаций - первобытно - общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, что, в конечном счете, определяет особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества; - обоснование взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей и различных видов их совместной деятельности. Будучи производным от бытия, общественное сознание вместе с тем относительно самостоятельно, имеет собственную логику развития и выступает в различных формах - науки, искусства, морали, религии и др.; - рассмотрение социального конфликта как источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт - это не временное и локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Исследовав роль конфликтов в жизни общества, К.Маркс и Ф.Энгельс, по существу, заложили основы конфликтологического направления в социологии; - обоснование одной из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, К.Маркс и Ф.Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами; - формулирование положения о личности как носителе общественных отношений. К.Маркс и Ф.Энгельс показали, что личность - это не только объект воздействия социальной среды, но и активный участник ее преобразований. Они раскрыли исторически обусловленный характер взаимодействия личности и общества. Эти идеи обогатили общественную мысль Х1Х века. Вместе с тем выявились слабые стороны и недостатки марксизма. К числу последних следует отнести прежде всего экономический детерминизм, который проявлялся в недооценке роли культурных и духовных факторов в развитии общества. Предложенная К.Марксом схема формаций создавалась на основе реалий Западной Европы и не отражала специфику развития стран и народов других континентов, в частности, России. К.Маркс и Ф.Энгельс преувеличивали роль классовой борьбы и революционного насилия в истории и недооценивали реформы, механизмы социальной интеграции, поиск согласия и солидарности в обществе. Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксизма - о неизбежности всемирной победы социалистической революции уже в обозримом будущем, о неуклонном увеличении численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др. Таким образом, в социологической теории марксизма следует различать научное знание и различные идеологизированные, политизированные положения. Несмотря на упрощенность экономико-центричного видения исторического процесса, идеологизированность позиций, марксизм является одной из наиболее основательных социологических теорий. Многие идеи К.Маркса и Ф.Энгельса питали научное творчество таких выдающихся оциологов, как М.Вебер и Э.Дюркгейм. Вклад марксизма в науку об обществе отмечался известными учеными ХХ века Р.Миллсом и Дж.Гэлбрейтом.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте вклад О.Конта в развитие социологии. 2. Изложите содержание основных положений «органической школы» в социологии Г.Спенсера. 3. Каковы место и роль Э.Дюркгейма в развитии западной классической социологии? 4. Раскройте содержание основных положений «понимающей» социологии М.Вебера. 5. Чем обогатила социологию работа М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»? 6. Чем марксизм обогатил социологическую науку? Охарактеризуйте его сильные и слабые стороны.
|
|