Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1. Ролевая концепция личности

  Феномен личности изучается рядом гуманитарных наук и прежде всего философией, психологией и социологией. Философия рассматривает личность как субъект деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность как устойчивую целостность психических процессов и таких свойств, как характер, темперамент и способности. Социология изучает личность в плане её взаимодействия с обществом.
  Понятие «личность» следует отличать от близких по смыслу терминов «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие «человек» используется для характеристики высшей ступени в развитии живых организмов на земле, субъекта культурной жизни. Индивид - это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие «личность» вводится для выражения надприродной, социальной сущности человека и индивида.
  Личность - основной элемент социальной системы. Между ними существует двусторонняя связь. С одной стороны, личность определяет тип системы, с другой - система социализирует личность и адаптирует её к своему типу и функциям.
  Люди авторитарного склада формируют жесткие системы. В таких системах от людей требуется быть «винтиками», т.е. выполнять предписанные правила и беспрекословно подчиняться руководителям.
  Наоборот, личность демократического склада предпочитает формировать мягкую систему и подбирать соответствующий ей тип работников, способных участвовать в управлении и решении задач своей организации.
  Личности, не соответствующие определенным социальным системам, отторгаются ими, т.е. увольняются, преследуются, переходят в оппозицию. В тоталитарном обществе лица с демократическим мышлением подвергались ограничениям, гонениям, высылке из страны.
  Специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, сформулированная американскими социологами Дж. Мидом, Р. Минтоном, позднее - Т. Парсонсом. В нашей стране эту концепцию активно разрабатывали И.С. Кон и В.А. Ядов.
  Для анализа положения индивида в обществе и его функциональных возможностей ролевая концепция использует понятия «социальный статус» и «социальная роль».
  Социальный статус - это показатель положения, занимаемого человеком в группе или обществе. Каждый человек обычно принадлежит к различным социальным группам и потому обладает несколькими статусами. Он, например, является членом семьи как малой группы коллектива предприятия, той или иной общественной организации, спортивного клуба и т.д. В различных социальных группах он занимает разное положение - муж, отец, директор, баскетболист и т. д. Соответственно эти статусы дают ему определенные права и налагают обязанности. Совокупность всех статусов каждого человека называют статусным набором.
  Статусы неравны. Обычно положение человека определяет главный статус, обусловленный прежде всего должностью (инженер, врач, учитель, профессор и т.д.). Социальный статус отражается во внешнем облике (одежде, речь, манеры) и во внутренней позиции (установки, ценностные мотивации и пр.).
  Различаются статусы предписанные и приобретенные. Предписанный статус определяется этническим положением, полом, местом и датой рождения, семьей и т.д. Приобретенный (т.е. достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (учитель, писатель, врач, директор и т.д.).
  В примитивный обществах статусы чаще всего являлись предписанными. Мужчина с рождения готовился стать охотником, рыболовом, воином. В современных обществах имеются гораздо большие возможности достижения тех или иных статусов.
  Предписанные и достигаемые статусы могут взаимодействовать. Так, мужчине легче занять руководящий пост, чем женщине. В идеальном обществе большинство статусов должны быть достигаемыми благодаря талантам и способностям.
  Кроме предписанных и приобретенных статусов существует множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, пациента, участника демонстрации, свидетеля, телезрителя и т.д. Права и обязанности носителей таких статусов обычно никак не регламентируются.
  Социальная роль - это модель поведения, обусловленная статусом личности в системе общественных отношений. Ролевое поведение зависит от понимания человеком своих ролей и отношения к ним, от его личностных качеств. Не все родители заботятся о детях, не все солдаты храбры, налоговые инспекторы честны, врачи компетентны и т.д.
  Параллельно с понятием «статусный набор» применяется и понятие «ролевой набор». Оно отражает все виды поведения, соответствующие данному статусу. Так, например, профессор вуза обычно выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, научного руководителя аспирантов.
  Поскольку каждый индивид выполняет несколько ролей, не со всеми из них он идентифицирует себя в равной степени. С одними, личностно значимыми он отождествляет себя максимально (ролевая идентификация), с другими, второстепенными - минимально (дистанцирование от роли).
  Возможны и ролевые конфликты - внутриличностные противоречия, возникающие из-за невозможности сочетать действия, необходимые для выполнения разных ролей. Например, требования работы или учебы могут входить в конфликт в конфликт с домашними обязанностями. Требования профессионального кодекса поведения не всегда совместимы с интересами администрации, отдельных лиц или групп.
  Ролевой конфликт может привести к отказу от какой-то роли, вызвать стресс. В таких случаях необходима рационализация и гармонизация ролей.


 
© www.txtb.ru