Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1. Социологическая мысль в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века

  В России становление социологии как самостоятельной науки началось с конца 60-х гг. ХIХ в. В условиях пореформенного развития заметно усилился интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса.
  Известные ученые, заботясь о просвещении народа, стремились привлечь внимании е широкой общественности к новой социальной науке - социологии, которая соединяла интересы социального познания с духовными запросами общества.
  На начальном этапе своего становления русская социология формировалась под влиянием позитивистской социологии О.Конта. В позитивизме российских социологов привлекало использование научных меодов изучения общественных явлений, стремление к синтезу знаний о природе и обществе.
  Наиболее полное выражение позитивистский подход получил в научном творчестве известного историка, этнографа и социолога Максима Максимовича Ковалевского (1851 - 1916). Разработанное им направление в социологической науке получило название плюралистической социологии.
  В двухтомнике «Социология» он определил социологию как науку об организации и эволюции общества. При этом подчеркивалось, что социология имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических и иных факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ и интегрировании всего позитивного в них. Проявившаяся у М.М.Ковалевскогно тенденция к синтезу позитивных школ и направлений стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
  М.М.Ковалевский одним из первых применил в социологии сравнительно­исторический метод и с его помощью исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их эмбриональные формы. Этот концептуальный подход он назвад «генетической социологией», с позиций которой рассматривал происхождение семьи, собственности и государства.
  Ведущую роль в социологической теории М.М.Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе. Его сущность понимается как сокращение различных отрицательных явлений и увеличение общественного блага, развитие солидарности между классами и группами. Одной из основных задач социологии М.М.Ковалевский считал объяснение многообразных форм солидарности.
  В понимании М.М.Ковалевского политический прогресс означал достижение равенства граждан перед законами, трансформацию абсолютной монархии в парламентскую. В условиях перехода к представительному правлению, по его мнению, должна сформироваться прослойка людей, служащих общему благу.
  В теории социального прогресса М.М.Ковалевского учитывается возможность застоя в обществе, попятных и регрессивных явлений. Но, как он полагал, общественный прогресс в конечном счете все же прокладывает себе дорогу через расширение сферы солидарности.
  Социологический плюрализм М.М.Ковалевского лежал в основе его политической платформы умеренного либерализмая, ориентации на преобразование экономической и политиеской системы российского общества в демократическую систему западного образца. Революции он считал результатом ошибок правительств.
  В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая школа», представленная несколькими течениями и направлениями социологической мысли. Среди них значительной самобытностью отличалась концепция географического детерминизма, разработанная географом и социологом Львом Ильичем Мечниковым (1838 - 1888). Решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиянию гидрологического фактора - рек, морей и океанов. Его теория содержала немало ценных идей для изучения механизма взаимодействия природы и общества.
  В рамках «натуралистической школы» под влиянием научных взглядов Г.Спенсера сформировалось также «органицистское» направление. Однако его наиболее видным представителям А.И.Стронину (1826-1889) и П.Ф.Лилиенфельду (1829-1903) удалось избежать характерных для Г.Спенсера аналогий между обществом и организмом. А.И.Стронин стремился установить специфические социологические и политические законы, действующие в обществе.
  Заметную роль в российской социологии второй половины Х1Х века играла этико-субъективная школа Петра Лавровича Лаврова (1823-1900) и Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). Основные идеи этой школы представлены в работах П.Л.Лаврова «Исторические письма» и Н.К.Михайловского «Сочинения» .
  Основную задачу социологии П.Лавров видел в изучении мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. При этом особое значение придавалось анализу солидарных действий, направляемых общими интересами. Социология понималась П.Л.Лавровым как наука, исследующая формы проявления, усиления или ослабления солидарности.
  С позиций субъективного метода П. Лавров решал фундаментальную проблему движущих сил исторического процесса. Двигателем истории он считал критическую мысль, а в ее развитии, укреплении и расширении видел главный фактор прогресса человечества.
  Разработку субъективного метода в социологии продолжил Н.К. Михайловский. По его мнению, объективность в исследованиях обязательна для естествоиспытателей, но неприменима в социологии, поскольку социология не может быть беспристрастным толкователем исследуемых явлений.
  Субъективный метод, однако, не означает произвольного толкования общественной жизни. Объективный анализ социальных явлений должен дополняться субъективными оценками социолога, отражающими его нравственные и иные позиции
  В концепции субъективных социологов личность выступает одновременно как главная движущая сила общества и мерило общественного прогресса. Идеальным они считали такое общественное устройство, которое позволило бы обеспечить всестороннее развитие личности. Таким устройством, по их мнению, может быть социализм, понимаемый как реализация «личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим субъективные социологи развивали идею перехода к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций общины и артели.
  Выдвинутая П.Л.Лавровым программа переустройства России в «федерацию самоуправляющихся общин» предполагала: соединение общинной обработки земли и пользование продуктами труда; превращение мирской сходки в основной политический элемент общественной собственности; поглощение общинной собственностью частной; просвещение крестьян с целью укрепления солидарных начал в обществе.
  К этико - субъективной школе примыкает психологическое направление, представленное прежде всего Евгением Валентиновичем де Роберти (1843 - 1915) и Николаем Ивановичем Кареевым (1850-1931). В работах этих ученых все фундаментальные проблемы общетвенного развития - его причины и движущие силы, основное содержание и направленность, прогресс и регресс, роль народных масс и личности в истории - исследовались исходя из признания первенствующей роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.
  Такой теоретический подход базировался на идеях французских психологов Г.Тарда и Г.Лебона, объяснявших общественную жизнь действием простых психических механизмов, а также отечественных ученых П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского, которые были склонны к известной психологизации в объяснении общественной жизни.
  Предметом изучения социологии Н.И.Кареев считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. Он различал эволюцию как объективный процесс и прогресс как процесс, измеряемый мерой свободы и развития личности.
  Вплоть до настоящего времени весьма популярны идеи теоретиков анархизма Михаила Александровича Бакунина (1814- 1876) и его последователя Петра Алексеевича Кропоткина (1842- 1921). Они, в частности, служат ориентиром для многих участников антиглобалистских движений.
  М.А. Бакунин рассматривал общество как «социальное тело» с определенной «структурой» в виде классов. В социологии он видел науку о законах, управляющих человеческим обществом и венец позитивной философии.
  Обществу как высшей ступени в развитии мира, согласно М.А. Бакунину, противостоит государство, созданное богатым меньшинством для господства над большинством. Государство обрекает это большинство на нищету и используется для завоевания других народов. Поэтому центральной теоретической проблемой социологии и основной практической проблемой революционной борьбы он считал уничтожение государства, подавляющего свободу личности.
  Возможность уничтожения основных препятствий на пути к свободе - государства и религии - М.А. Бакунин видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться. Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство. Цель и критерий прогресса - постоянное возрастание свободы личности, во имя которого допустимы любые действия.
  М.А. Бакунин понимал анархию как вольный союз земледельческих и рабочих товариществ, общин и народов, которые должны образовать человеческое братство на развалинах государства.
  Его последователь П.А. Кропоткин полагал, что целостность общества обусловлена двумя факторами эволюции - общественным, выражающимся во взаимной помощи людей, и индивидуальным - самоутверждением индивидов. Перед человеком, по его мнению, стоит дилемма: или государство должно быть разрушено, или оно разрушит личность. На смену государству должен прийти союз самоуправляющихся общин, основанный на единстве и взаимной поддержке свободных личностей.
  Влиятельным направлением отечественной социологии рассматриваемого периода было марксистское. Внутри него существовали два течения: ортодоксальный марксизм и так называемый «легальный марксизм». Ведущими фигурами первого течения были Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918) и Владимир Ильич Ленин(1870 - 1924), второго - Петр Бернгардович Струве (1870 - 1944) и Михаил Иванович Туган-Барановский (1865 - 1919).
  Представители ортодоксального марксизма разделяли идеи и принципы марксистского учения, рассмотренные в предыдущей лекции. Вместе с тем Г.В.Плеханов и В.И. Ленин по - разному интерпретировали вопрос о применимости марксизма к России.
  В преддверии Октябрьской революции разногласия между В.Лениным и Г. В. Плехановым приняли характер открытой борьбы. Г.В. Плеханов считал, что Россия не созрела для перехода к социализму. Ему принадлежит известное высказывание: «Русская история еще не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма». Октябрьскую революцию Г.В. Плеханов считал началом общероссийской трагедии.
  П.Б. Струве и М.И. Туган - Барановский использовали экономическую теорию К.Маркса для обоснования исторической неизбежности развития капитализма в России. С эволюционистских позиций они выступали за постепенное совершенствование капитализма, придание ему более цивилизованных форм.
  Легальные марксисты придавали первостепенное значение деятельности буржуазного государства по налаживанию экономической и политической жизни общества, разрешению социальных конфликтов. Универсальной формой урегулирования межклассовых и межпартийных противоречий они считали компромисс. Выдвинутое П.Б. Струве положение "Развитие демократии есть высшая школа компромисса" весьма актуально для современной России.
  П.Б. Струве стал одним из создателей партии конституционных демократов - кадетов. Основными приоритетами партии были общенациональные и общечеловеческие интересы.
  М.И. Туган-Барановский подверг критике марксистское положение о решающей роли материального производства в жизни общества. Он считал, что с течением времени роль хозяйственного фактора должна ослабевать, а сам этот фактор будет все больше зависеть от науки и духовной культуры.
  Начало ХХ века ознаменовалось ростом интереса к проведению эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли стал неопозитивизм, представленный прежде всего Константином Михаловичем Тахтаревым (1857 -1925) и Питиримом Александровичем Сорокиным (1889-1968).
  Среди российских социологов К.М.Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и данных статистики. Он подчеркивал, что без математики социология не может быть точной и объективной наукой.
  Наиболее развернутое обоснование концепция неопозитивизма нашла в пяти принципах социологического подхода, сформулированных П.Сорокиным : 1)социология должна строиться по типу естественных наук; 2)социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4)поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой. Она должна отказаться от создания умозрительных схем; 5)социология несовместима с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к какому - нибудь одному началу.
  В этот же период возникла и обрела влиятельность социологическая школа права. Ее представители - известные правоведы и социологи Н.М.Коркунов (1853-1904), С.А.Муромцев(1850- 1910), П.Н.Новгородцев (1866-1924) и др. подвергли резкой критике позитивизм и стремились обосновать нравственно - правовое понимание общественной жизни. Объектом социологии права выступали проблемы взаимоотношений общества и государства, государства и индивида, морали и права.
  В начале ХХ века российская социология вышла на международную арену. Российские ученые активно участвовали в работе Международного института социологии, а М.М.Ковалевский и П.Ф.Лилиенфельд избирались его президентами. Сборник под названием «Русская Высшая Школа в Париже. Лекции профессоров» (СПб., 1905) под редакцией Е.В.Роберти, Ю.С.Гамбарова, М.М.Ковалевского был, по сути, первым международным социологическим сборником на русском языке.
  В это же время произошли определенные сдвиги в процессе институционализации российской социологии. Благодаря усилиям М.М.Ковалевского и Е.В. де Роберти при поддержке академика В.М.Бехтерева в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии в частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». Активная лекционная деятельность М.М.Ковалевского в вузах Петербурга была направлена на превращение социологии в стабильный университетский курс.
  Несмотря на серьезные достижения российской социологии во второй половине Х1Х - начале ХХ века, она так и не стала учебной дисциплиной в университетах. В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, П.Н.Милюков и др. основали социологическое общество им. М.М.Ковалевского. Была разработана широкая программа исследований. Однако мировая война и Октябрьская революция приостановили работу этого общества.
  Рассмотрение процесса становления социологии в России дает основания утверждать, что она развивалась в русле мировой социологической мысли, отражая существенные реалии российской действительности.


 
© www.txtb.ru