|
9.1. Военная безопасность России в современных условиях: общие положения
Военная безопасность России на современном этапе предусматривает поддержание оборонного потенциала Российской Федерации на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ РФ, обеспечения эффективной обороны, а также, при необходимости, для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других государств. При этом военно-политическое руководство страны исходит из убеждения, что уровень обеспечения военной безопасности должен соответствовать международной военно-политической обстановке, реалиям меняющегося мира и возможностям общества и государства. Прежде всего, в плане материально-технического оснащения вооруженных сил, обеспечения их финансовыми, людскими и иными ресурсами. В настоящий момент военно-политическое руководство страны полагает, что реальная военная опасность обществу и государству со стороны сопредельных государств значительно уменьшилась (в сравнении со временем «холодной войны»). Однако остаются угрозы потенциальные, связанные с опасностью возникновения и разрастания региональных и локальных войн, ведущихся с применением всего современного арсенала обычных вооружений. В своей политике по обеспечению военной безопасности Российская Федерация отказалась от принципа военно-стратегического паритета и придерживается принципа коллективного реалистического сдерживания, основанного на признании существования военной опасности и вероятности ее перерастания в военную угрозу. При обеспечении военной безопасности руководство страны ведущую роль отводит СЯС (стратегическим ядерным силам), прежде всего на стратегическом и оперативно-тактическом уровне. Угрозы военной безопасности. Угрозы военной безопасности государства и общества большинство отечественных исследователей, например В. Золотарев, классифицирует на две основные группы - внешние и внутренние. В числе внешних угроз военной безопасности выделяются: 1) локальные войны и конфликты в пределах постсоветского пространства (Грузия, Молдова, Азербайджан и др.); 2) наличие у многих государств ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; 3) вооруженные конфликты в непосредственной близости от границ Российской Федерации (Афганистан, Ирак); 4) распространение новейших военных технологий; 5) изменение стратегической стабильности (связанной с доминированием США в современном мире); 6) территориальные претензии к России со стороны ряда стран (официально не оформленные, идущие в разрез с международными соглашениями, но оказывающие определенное влияние на политику этих государств в отношении России). Среди внутренних угроз в качестве наиболее актуальных для обеспечения военной безопасности России выделяют: 1) трудности социально-экономического характера, связанные с поддержанием оборонного потенциала государства; 2) военно-техническое отставание по разработке перспективных направлений НИОКР, слабое развитие военной инфраструктуры, деградация ВПК; 3) деятельность на территории России незаконных вооруженных формирований, осуществляющих крупномасштабные террористические акты; 4) падение престижа воинской службы, трудности комплектования и финансирования. Принципы государственной политики в обеспечении военной безопасности. Обеспечение военной безопасности России на современном этапе предполагает учет нескольких основополагающих принципов, определяющих направление и характер деятельности органов государственного управления в этой сфере. В этом плане важную роль играют принципы: • законности; • соответствия интересов государства интересам общества и личности; • единства государственной политики в области обеспечения военной безопасности; • сотрудничества с международной системой безопасности; • информационной открытости деятельности по обеспечению военной безопасности (в пределах законов Российской Федерации). Правовые основы обеспечения военной безопасности. Соблюдение принципа законности предполагает, что деятельность органов государственного управления и отдельных должностных лиц в деле обеспечения военной безопасности современного российского государства осуществляется исключительно в рамках и порядке, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В этой связи можно указать несколько категорий нормативно-правовых документов, содержание которых полностью или частично определяет правовые основы деятельности по обеспечению военной безопасности Отечества: 1. Конституция Российской Федерации (ст. 59). 2. Федеральные законы (например, закон РФ от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-I «О безопасности» и др.). 3. Конституционные и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. 4. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. 5. Международные договоры Российской Федерации (например, Гаагские конвенции 1907 г., установившие основные положения права войны и права мира; Женевские конвенции 1949 г.; Конвенция 1972 г. о неприменении бактериологического оружия; III-я Женевская конвенция 1949 г. «Об обращении с военнопленными» и др.). Основные направления государственной политики по обеспечению военной безопасности. В качестве основных направлений обеспечения военной безопасности страны в настоящий период времени указывается: 1) осуществление военного строительства с учетом обеспечения гарантированного сдерживания потенциального агрессора от агрессии против России, ее союзников, от развязывания мировой ядерной и обычной войн; 2) проведение военно-технической политики, основанной на соответствии военно-технического и производственного потенциала потребностям обороны, ориентированной на экономическую обоснованность и эффективность использования материальных средств, выделяемых на оборону, предполагающей оптимальное соотношение различных систем оружия; 3) ограничение вооружений на основе равенства запрета ядерных испытаний. Структура руководства по обеспечению военной безопасности России. В структуре руководства по обеспечению военной безопасности современной России можно выделить три основных элемента. 1. Органы государственной власти и управления, осуществляющие военно-политическое руководство включают в себя: • Президента Российской Федерации, выступающего в качестве Верховного главнокомандующего вооруженными силами страны. • Совет обороны, в котором в качестве председателя выступает Президент РФ, а заместителя председателя - премьер-министр Правительства РФ. • Министр обороны. • Генеральный штаб. • Главкомы видов вооруженных сил и руководители «силовых» ведомств - МВД, ФСБ и др. • Федеральное собрание, утверждающее военный бюджет страны на текущий финансовый год. • Правительство Российской Федерации. • Судебные органы (военные суды и военная прокуратура). 2. Органы военно-технического руководства: • Министр обороны. 3. Органы оперативно-стратегического руководства: • Генеральный штаб.
|
|