Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2. Особенности эмпирических исследований в Интернете

  С одной стороны, Интернет с его интерактивностью, техническими возможностями для сбора и обработки информации - весьма продвинутая информационная технология и коммуникативная среда, благоприятная для проведения исследований. Но, с другой, - у этой среды есть такие особенности, которые затрудняют сбор надежной информации. Эти трудности таковы:
  1) анонимность и отдаленность опрашиваемых. Это обстоятельство естественно для массовых коммуникаций, но очень неудобно для получения достоверной информации от опрашиваемых. Конечно, социологам не нужны конкретные личности как таковые, соблюдение анонимности при обработке и анализа данных здесь в порядке вещей, так как опрашиваемый выступает как носитель признаков, а не как конкретная персона. Но его идентификация важна для проверки данных на достоверность, чтобы убедиться, что она дана тем, от имени кого исходит. Проблема достоверности возникает при всяком заочном (почтовом, прессовом, раздаточном) анкетировании. Но в Интернете анонимность и ее игровое использование приобретает всеобщий характер. Достаточно вспомнить, что «ник» - это не собственное имя, а способ временного обозначения себя для других;
  2) технически удобные, счетчики на сайтах не могут помочь в установлении реальных связей между получателями информации от них и пользователями;
  3) сборщики информации за редким исключением (самозагружающиеся вопросники) не могут контролировать процесс заполнения анкет, помочь отвечающему в случае необходимости. Вся нагрузка - на мастерство составления вопросников, приемы, поддерживающие интерес респондента к заполнению ответов и помогающие понять технику заполнения;
  4) объем вопросников в Интернете ограничен, иначе респонденту пришлось бы вносить существенную плату за время заполнения вопросника; а в мировой социологической практике, напротив, принято платить опрашиваемым за участие в исследовании;
  5) традиционные методики сбора информации не во всем применимы к Интернету или плохо сочетаются с его особенностями. Так, в опросах на припоминание опрашиваемым предлагается вспомнить, например, сколько раз за последние два-три месяца, полгода они входили в Интернет, да еще и на какие сайты. На этот вопрос, традиционный для исследований аудитории печати, телевидения или радио («Вспомните, пожалуйста, какие газеты Вы читали, какие радиостанции слушали, какие телеканалы смотрели за последние три месяца?»), в случае с Интернетом отвечать крайне сложно;
  6) некоторые методики опросов в Сети, например, заполнение самозагружающихся вопросников, требуют от пользователей довольно серьезных навыков владения компьютером;
  7) техника считывания информации через браузер может не сработать, так как пользователь способен отключить определенную функцию (Java-скрипт);
  8) в Сети невозможно в полной мере соблюдать конфиденциальность опроса, так как технически можно добиться идентификации пользователя через данные с браузера;
  9) так называемый возврат (responce rate), то есть количество заполненных анкет в интернет-опросах по отношению к числу пользователей, также низок, как и в традиционных офлайновых заочных опросах. К тому же значительная часть отвечающих не доходит до конца вопросника. Если же уровень возврата совсем низкий, то трудно выполнять даже простейшие аналитические задачи: например, устанавливать особенности отдельных социально-демографических групп;
  10) если анкета размещена на отдельном сайте, нужны серьезные усилия по привлечению пользователей. Обычно для этого дают рекламу на популярных сайтах. Если анкета размещена на сайте СМИ, то отвечать на анкету нужно лишь их посетителям. Но проблемы репрезентативности состава ответивших по отношению к составу всех посетителей, подлинности ответов остаются;
  11) развитие информационных технологий включает в себя и расширение степеней свободы в выборе места и ситуации для использования источника информации. Это давно происходит с традиционными СМИ - газетой, позже радио и телевидением. Сегодня пользователь может в течение дня выходить в Сеть с домашнего и служебного компьютера, из интернет-кафе, от друзей и родственников; вскоре обещают широкие возможности для подключения с уличных терминалов, а технология wi-fi вообще снимает привязку к месту подключения. Исследователям придется решать те же задачи, которые уже встали при измерении рейтингов (то есть величины аудитории) радио- и телеканалов: необходимо применять весьма дорогие счетчики при человеке, а не при «машине» (радио- и телеприемнике, компьютере);
  12) российские исследователи отмечают еще одну трудность: нечеткую работу провайдеров и плохую связь, из-за чего могут возникать потери в информации при получении заполненных анкет.
  У интернет-опросов есть и свои неоспоримые преимущества:
  1) возможность использовать богатые интерактивные потенции Сети, находить с развитием техники и технологий новые варианты установления контактов с пользователями, получения информации от них;
  2) возможность использовать мультимедийность, включать различные изобразительно-выразительные средства в анкету, что позволяет удерживать внимание опрашиваемого, облегчает заполнение, припоминание;
  3) отсутствие локальных ограничений, возможность изучать из одного центра общероссийскую и даже глобальную аудиторию;
  4) оперативность, в том числе возможность получения информации от пользователей в режиме реального времени, экономию времени на обработке информации в связи с ее включенностью в компьютерные связи;
  5) свободу выбора времени для заполнения самим опрашиваемым (в телефонных опросах, в том числе с применением компьютеров, приходится по много раз звонить попавшему в выборку с тем, чтобы застать его);
  6) экономию кадровых и финансовых ресурсов (привлечение множества сборщиков информации в массовых офлайновых опросах требует их обучения, контроля, оплаты);
  7) по сравнению с ситуацией почтового или прессового опроса опрашиваемому легче отправлять заполненные анкеты, используя ту же среду, в какой они получены.
  С учетом плюсов и минусов разных техник опроса сегодня для изучения аудитории Интернета применяется три группы методик: онлайновые - счетчики, интернет-опросы и регистрация (см. 4.3); традиционные виды опросов в офлайне (см. 4.4); смешанные техники - очное установочное исследование плюс использование специальных программ для отслеживания поведения пользователя в Сети (см. 4.3 - 4.5).
  Бесспорные преимущества заложены в новых технологиях для исследования контента (см. 3.3). Стандартное программное обеспечение позволяет вести автоматизированный подсчет частоты появления тех или иных элементов содержания. А именно на этой основе и строится решение таких задач, как: определение объема внимания канала к темам, событиям, персонам и т.п.; выявление «географии» контента; изучение авторского состава и источников информации, используемых каналом и т.п.
  Как видим, социологические исследования в Интернете имеют свои особенности, включая трудности и преимущества перед другими способами получения информации. Указанные особенности определяют степень надежности получаемых данных.


 
© www.txtb.ru