|
1.3. Понятие «технология» в работе социального педагога
В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом: - совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий; - совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия. В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта. Основными параметрами любой технологии являются: - детальное определение конечного результата; - разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы; - поэтапное выполнение определенных действий; - однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций; - тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения. Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом. Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто процентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми. Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить: - цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации; - условия ее реализации; - особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности; - особенности места реализации цели; - возможности по времени для реализации цели; - возможные формы реализации;
- особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.
В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий. По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые). По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т. д. По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.). По количеству подопечных можно выделить следующие виды:
- индивидуальные - технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т. д.;
- групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.);
- массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т. д.. По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А. И. Пригожин выделил:
- кабинетные - получены в результате информационно-логического анализа ситуации;
- лабораторные - получены в экспериментальных, специально созданных условиях;
- полевые - получены в результате реальной работы в общественной среде. Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии - технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;
- мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы;
- микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне.
Список рекомендованной литературы
1. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. -208 с. 2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учб. Пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272 с.
3. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО /Сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 384 с. 4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 368 с. 5. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 388 с. 6. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства [Текст]: справочное издание / Т. Н. Поддубная. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 282 с.
|
|