|
7.3. Программно-целевое управление в работе социального педагога
Программно-целевой подход в управлении - это такой подход, при котором лицо, организующее управление, ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. При этом под управлением понимается целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующееся и объединяющее совместную деятельность людей. Методы управления-способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов. Программно-целевой подход в управлении подразумевает использование такого метода как проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающее представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Проектировать - составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование - специфичный вид плановой деятельности. Виды проектирования: Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта - построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития - построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант - нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» - определение траектории развития существующего сегодня объекта. Социальному педагогу для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб. Основу механизма управления деятельностью социального педагога на программно-целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализа и планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативноправовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др. Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ. Термин «программа» не случайно является сегодня наиболее популярным среди организаторов социально-воспитательных систем, так как это документ, предельно ясно устанавливающий связи концептуально определенных целей и механизмов их достижения. Программа содержит своеобразный сценарий развития воспитательной системы, в связи с этим она неотъемлемый атрибут последней, появляющийся на этапе её проектирования. Значимость программ в процессе социального воспитания состоит не только в том, что это дидактический инструмент управления свободным временем подростков, но и в том, что это важнейший элемент в структуре управления социальнопедагогической деятельностью. Разработка и внедрение в практику деятельности социального педагога разнообразных социально-воспитательных и образовательных программ, на основе которых осуществляется социальное воспитание подростков, позволяет:
- четко увязывать их с интересами различных социальных слоев и групп населения (детей, подростков, родителей, творческих групп и объединений), удовлетворять их разнообразные потребности;
- выравнивать социальную справедливость обслуживаемых слоев групп населения; повышать социальную эффективность деятельности подростков; определять новые направления и виды деятельности;
- совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству различных направлений; вести поиск эффективных форм работы с одаренными детьми;
- совершенствовать существующие и определять новые формы соц. педагогической деятельности творческих коллективов и творческих объединений, определяя их взаимодействие в сфере свободного времени и места в общей системе социального воспитания;
- совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества в свободное время;
- создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками;
- разрабатывать комплексные социально-значимые образовательные проекты (экологические, исторические, нравственные, культурные и т. д.), применять инновационные «научающие» технологии образования.
В основе разрабатываемых программ находятся такие основополагающие принципы как: - учета реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами; - учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психического и физического развития; - ориентация на потребности общества и личности в образовании и социальном воспитании; - принцип возможной корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, её адаптации к современной социокультурной среде. Особо выделяются при разработке целевых программ в сфере свободного времени такие принципы как: - мотивации деятельности подростков на основе добровольности включения их по интересам в ту или иную деятельность при наличии у них доступных, понятных и осознанных целей; - индивидуальности, что предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками, фантазией и жизненным опытом; - системности, предполагающей взаимосвязь и преемственность систем знаний, т.е. родственных отношений повторения и учения, а также включение в социальновоспитательный процесс «научающих» технологий, ориентированных на подготовку детей к жизни. Целевые образовательные и социально-образовательные программы аккумулируют современный уровень знаний в работе социального педагога, органически включают основы знаний о социальных нормах и моральных ценностях, закладывают мотивационные ориентиры на трудовую деятельность. Программы ориентируют социальные институты воспитания на развитие у детей способностей к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в семейно-бытовой сфере, обучение культуре досуга, подготовку к выбору социально - ценных способов использования свободного времени, сохранению и укреплению здоровья и т.д.
Список рекомендованной литературы
1. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие для студ. вузов / М. А. Гончаров. - М.: Кнорус, 2006. - 476с. 2. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям : науч.-метод. пособие / А.И. Каптерев. - М. : Либерея-Бибинформ. - (Библиотекарь и время. XXI век) № 15. - 2005. - 296 с. 3. Менеджмент в образовании: Програмно-метод. пособие / Мин. образов. РФ, МГПИ. - Мурманск : МГПУ, 2003. - 135 с. 4. Менеджмент в образовании: опыт, проблемы, инновации / ПГУ, ИУППК, Высш. шк. делового администрирования ; отв. ред. Ю.Ф. Лукин. - Архангельск: Изд-во ПГУ, 2004. - 472 с. 5. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие для системы повышения квалификации переподготовки пед. работников / ред. А.П. Егоршин. - Нижний Новгород : НИМБ, 2001. - 618 с 6. Менеджмент, маркетинг и экономика образования : учеб. пособ. - 2-е изд. - Н. Новгород : НИМБ, 2004. - 526с. 7. Ракитов А. И. Наука, образование, инновации: стратегическое управление: / А. И. Ракитов, А. Н. Райков, Е. А. Ковчуго: РАН, Институт науч. информации по общественным наукам (Москва). - М. : Наука, 2007. - 228 с 8. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов / авт.-сост. И.А. Зайцева, Т.В. Миронова, Е.А. Попова, И.Е. Шолудченко, ред. В.С Кукушин. - М. : ИКЦ "МарТ" ; Ростов н/Д : Изд. центр "МарТ", 2003. - 464 с. 10. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст] : учеб.пособие для вузов [Гриф Минобразования] / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 440 с 11. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. А. Байкова [и др.] ; ред. В. А. Сластенин. - М. : Академия, 2002. - 144 с. 12. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. К. Гребенкина [и др.] ; ред. В. А. Сластенин. - 5-е изд. - М. : Академия, 2007. - 159 с. 12. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических училищ и колледжей [Гриф Минобрнауки РФ] / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. - М.: Владос, 2007. - 399 с. 13. Методологические и технологические основы социально-педагогической деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО]. В 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Борщева [и др.] ; ред. Н. Г. Санникова ; Урал. отд-ние Рос. акад образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. - 133 с. 14. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] : учеб. пособие [Гриф УМО] / Е. Ю. Клепцова. - М. : Академический Проект, 2005. - 191 с. 15. Справочник социального педагога [Текст] : справочное издание / Т. А. Шишковец. - М.: Вако, 2005. - 207 с. 16. Справочник социального педагога [Текст] : справочное издание / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2007. - 479 с. - (Справочники). - Библиогр.: с. 477. 17. Теоретические основы профессиональной подготовки социального педагога как социально-педагогического менеджера [Текст] : монография / Н. Г. Санникова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2008. - 166 с. 18..Методика и технологии работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; ред. М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2004. - 191 с.
19. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов. - Екатеринбург : АМБ, 2001. - 120 с
|
|