|
7.1. Менеджмент как часть социального управления
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки. Все эти характеристики должны быть присущи и социальному педагогу. Не случайно по многим предметным специализациям специальности социальная педагогика он проходит как менеджер: «менеджер досуговой сферы», «менеджер физкультурно-оздоровительной работы» и т. д. Однако чтобы стать таковым на профессиональном уровне, необходимо пройти серьёзную специальную подготовку, так как профессионализм формируется на основе специальных знаний. Сегодня в России ещё нет устоявшейся системы подготовки менеджеров образования как профессионалов. Проблемы, связанные с организацией работы менеджеров в сфере образовании в целом и в конкретных образовательных учреждениях пока недостаточно исследованы и разработаны. Все источники, рассматривающие менеджмент в образовании, статусом менеджера наделяют в основном руководителя образовательного учреждения или руководителя какого-либо управленческого органа. Но и руководители как менеджеры, готовятся у нас пока не столь основательно. Знания о менеджменте они получают не в специальных учебных заведениях, а в основном на краткосрочных курсах повышения квалификации или путём самообразования. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности 031300 - социальная педагогика (2005 г.) дано определение социального педагога как социального менеджера. Таким образом, оно отражает новый взгляд на подготовку специалистов по социальной педагогике, которая сегодня должна осуществляться с учётом её взаимосвязей с управленческими науками. Появление профессии «социальный педагог» связано с началом формирования в России социальной педагогики как научной дисциплины в 90-х годах прошлого века. Все научно-методические источники, рассматривающие проблемы развития социальной педагогики, отмечают её междисциплинарный характер. При этом подчёркиваются её взаимосвязи с такими научными дисциплинами, как социальная философия, социология, социальная психология, социальное право, социальное управление, социальная медицина и другими. Начало эволюции управленческой мысли связывается в теории с первой работой Ф. Тейлора «Основы научного менеджмента» (1911 г.). С тех пор разработано множество различных моделей менеджмента, анализ которых подтверждает наличие многочисленных связей между социальной педагогикой и социальным управлением. На общефилософском (гносеологическом и мировоззренческом) уровне методологии социальная педагогика и социальное управление объединены, прежде всего, областью «социального». Это не просто знаковое слово в понятиях, а своеобразный общий знаменатель двух наук, связанный с философскими учениями об обществе, закономерностях общественного развития и о человеке как главной цели этого развития, как о субъекте и объекте общественных отношений. Эти науки взаимосвязаны не только социальной направленностью. Анализ показывает, что на дисциплинарном уровне методологии именно социальное управление является той основой, которая определяет проблемное поле социальной педагогики: её объект и предмет, целевые установки, предметное содержание, основные направления его развития в теории и на практике, принципы и методы реализации. Можно сказать, что теория социального управления составляет сегодня ту базу социально-педагогического знания, опираясь на которую можно сконструировать управленческую концепцию профессии социального педагога. Особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом этой науки является человек. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития имеет своей целью улучшение жизни человека и создание условий для его социального благополучия. Центром социально-педагогического знания также является человек с его поведением, отношением к миру, к его социальным и культурным ценностям. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом — педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик. При этом конечная цель социально-педагогической, как и управленческой деятельности, направлена на социальное благополучие личности. Причём разница в методах достижения целей невелика, у социального управления и социальной педагогики и здесь много общего. Показателен и тот факт, что многие методы социально-педагогической деятельности определяются классическими принципами управления. Конкретные управленческие воздействия на общество осуществляются через социальный менеджмент. В переводе с английского это слово означает «управление». В последнее время понятие «менеджмент» стало обычным в нашей управленческой литературе и прочно вошло в российский управленческий обиход. Нередко эти два термина «управление» и «менеджмент» употребляются как синонимы. Однако они имеют существенные смысловые различия. Менеджмент является частью социального управления. Он определяется и как конкретный вид управленческой деятельности, и как категория людей, участвующих в управлении организациями, и как особая профессия, которая развивается по мере обособления различных элементов процесса труда. В психолого-педагогическом наследии А.С. Макаренко предстаёт перед нами как педагог-руководитель. Много внимания в его работах уделено принципам и технологиям централизации, единоначалия, длительности педагогического коллектива. Знаменательно, что осмысление нашим выдающимся соотечественником всех педагогических принципов и технологий идёт в русле классического менеджмента. Возьмём для сравнения 14 знаменитых принципов менеджмента Анри Файоля - представителя классического менеджмента: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчинённость личных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух. Общность управленческих принципов А. Файоля и А. С. Макаренко говорит о близости взглядов великого педагога идеям классического менеджмента. И для нас исключительно важно здесь то, что он осмысливал свою методику работы с детьми и педагогами именно с управленческих позиций (2). Особенности социально-педагогической деятельности, связывающие её с социальным менеджментом, находят своё выражение в социальной роли педагога, которая реализуется в работе с различными категориями населения, и в его разных должностных полномочиях. Поле деятельности социального педагога - самые разные области социальной сферы. Это образовательные учреждения разных типов, социальные службы и организации, где он может быть педагогом-руководителем (менеджером) любого уровня: воспитателем, методическим работником, руководителем творческого объединения, организатором досуга, администратором и т. д. Каждая из этих должностей - самостоятельная область деятельности в общем педагогическом процессе и требует не только педагогических, но и управленческих знаний и умений, без которых невозможно организовать коллективную и индивидуальную деятельность, руководить людьми и строить межличностные отношения. Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и т. д.. Все эти действия присущи и деятельности социального педагога, особенно если он занимает руководящие позиции в организации или учреждении. Они объединяются в функции управления, которые в теории рассматриваются как этапы или относительно самостоятельные виды управленческой деятельности. Эти функции выполняются конкретными лицами, являющимися специалистами в деле управления. Потому не случайно в менеджменте всегда подразумевается фигура «менеджера» - субъекта управления, действующего в некоторой организации. Эта профессия сегодня находит своё место во многих областях социальной сферы. Однако в области образования она официально не обозначена, и должности менеджера нет в штатных расписаниях образовательных учреждений. Но предпосылки её формирования на уровне этих учреждений появились ещё в 1970-е годы с выделением управленческих функций в работе руководителей школ. В 1975 году Ю.А Конаржевский обозначил функции внутришкольного управления: педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль и регулирование (1). В 1990-е гг., когда начинает активно разрабатываться теория внутришкольного менеджмента, в педагогической литературе появляется термин «менеджер образования». Но поскольку образование является частью социальной сферы, по сути своей — это «социальный менеджер». В 1995 году вышел в свет «Справочник менеджера образования», в котором выделены три группы (уровня) менеджеров образования: 1. высший уровень - административный персонал образовательного учреждения и органов управления образованием; 2. средний - руководители методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования, которые не наделены властными полномочиями, но для успеха деятельности должны обладать большой профессиональной компетентностью; 3. нижний - учитель как организатор управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; классный руководитель как организатор управления формированием и развитием личности. На основе общих функций менеджмента П.И. Третьяковым выделены такие функции менеджера образования: информационноаналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.
Чтобы показать близость должностных обязанностей социального педагога рассмотрим их содержание в сравнении (см. таблицу).
В таблице обозначены функции менеджера высшего уровня, то есть руководителя, но, тем не менее, их близость к обязанностям социального педагога очевидна. Социальному педагогу по роду своих обязанностей приходится руководить взаимоотношениями участников педагогического процесса, контролировать и регулировать состояние этого процесса, проводить большую организационную работу с детьми и педагогами. Подготовку педагога-менеджера необходимо начинать при обучении студента в вузе, где он сможет освоить особенности менеджмента на разных уровнях образования и в связи с разными должностными обязанностями в образовательных учреждениях различных типов и видов. Изучение данного вопроса в формате дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» может помочь молодым специалистам в адаптации к условиям рыночной экономики, в которых существует современная система образования. Хотелось бы, чтобы специфика подготовки социального педагога как социального менеджера была более основательно учтена при разработке государственных образовательных стандартов третьего поколения по специальности социальная педагогика, потому что это проблема не одного, а всех социальных вузов.
Список использованной литературы
1. Санникова Н. Г. Идеи социального менеджмента в теории и практике А. С. Макаренко //Социальная педагогика.-2006.-№2.-С.39-46. 2. Санникова Н.Г. / Теория социального управления как методологическая основа социально-педагогической деятельности //Социальная педагогика: традиции и инновации [Текст]: Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009г., Екатеринбург/Урал. гос. пед.ун-т; под ред. М.А. Галагузовой.-В 4-ч.: Ч.1.-С.143-150.
|
|