Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.3. Обследование социально-педагогических учреждений в микрорайоне

  Значительное место в организации и обеспечении жизнедеятельности ребенка и его ближайшего окружения занимает система социально-педагогических учреждений. Значимыми для детей, семьи, педагогов, являются в первую очередь те, которые располагаются по месту жительства как наиболее доступные и уже известные своей деятельностью.
  Социально-педагогические учреждения выполняют различные функции: образовательную; социально-адаптивную; социально-преобразующую; социально­защитную; реабилитационную; культурно-творческую.
  Первостепенную роль в социальном воспитании и социализации играет школа. Наряду с традиционными функциями обучения и воспитания подрастающего поколения современная школа интегрирует и другие вышеперечисленные функции. В условиях кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения России, усиливающейся агрессивности социальной среды, роста детской преступности, прогрессирования социального сиротства и многих других деформаций в жизни человека и общества, школа должна быть социально ориентированной системой. Массовая школа во многом остается традиционной: ребенка обучают, формируют систему научно­практических знаний, необходимых для будущей жизни. Воспитательная функция школы реализуется через обучение, деятельность классных руководителей, в традиционных для данной школы формах внеучебной работы, в том числе и достаточно оптимальных.
  Вместе с тем в практике образования развиваются социально-ориентированные модели общеобразовательных школ, в которых явно выражена социальная направленность образования, обеспечивающая возможности личностного самоопределения и саморазвития ребенка.
  В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов и др. выделили следующие типы социально-ориентированных школ на основе ведущей направленности их деятельности: адаптивная школа; оздоровительная школа; школа со значительным удельным весом занятий по интересам; школа «домашнего типа»; открытая школа; реальная школа; академическая школа; школа - воспитательно-оздоровительный комплекс; школа - образовательно-методический центр микрорайона. Общим в практике работы этих школ является воспитание в детях тех качеств, которые помогут им выдержать нагрузки реальных условий среды, «не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не просто дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству. Педагогические коллективы таких школ стремятся к диалогу с социумом, к созданию широкого воспитательного пространства, не ограниченного рамками школы.
  В последние десятилетия распространенным типом социально-педагогического учреждения стал центр.
  По своему назначению центры могут реализовать одну или более функций, то есть могут быть профильными:
  - Центр психологической, педагогической, социальной помощи;
  - Комплексные - например, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения;
  - в зависимости от цели деятельности - это может быть Центр социально­педагогической адаптации, Центр ресоциализации и т. п.;
  - в зависимости от объекта помощи и поддержки: Центр помощи трудному ребенку, Центр помощи семье и детям и т. д.
  Так, Центр социальной реабилитации несовершеннолетних как тип учреждения впервые появился в России в 1993 г. Это специализированное детское учреждение, обычно амбулаторного типа (в его структуре может быть и стационарное отделение или приют), осуществляющее на определенной территории (города, микрорайона и т.д.) реабилитационную и разнообразную профилактическую работу с детьми группы риска, девиантным поведением и социальной дезадаптацией различного уровня. В его компетенцию входит организация диагностической, оздоровительной, коррекционной и реабилитационной работы; вовлечение детей в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную деятельность. В своей работе центр взаимодействует с семьями воспитанников, школами, учреждениями досуга; комиссией по делам несовершеннолетних; органами опеки и попечительства; детской комнатой милиции.
  Центры выполняют широкие социальные функции - защитную, профилактическую, восстанавливающую, коррекционно-развивающую, оздоровительную, компенсаторную.
  Защитная функция включает обеспечение сохранности жизни детей, их безопасность от внешних угроз, правовую защиту ребенка.
  Профилактическая функция предполагает раннее выявление неблагополучных семей, оказание своевременной помощи в разрешении семейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания; осуществление социального патронажа семей, в которых живут выпускники центра; профилактики отклонений в поведении и развитии детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
  Восстанавливающая функция связана с организацией системы мер по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье. Это в свою очередь способствует восстановлению их социального статуса, укреплению связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, заинтересованных в преодолении своей функциональной несостоятельности.
  Коррекционно-развивающая функция включает систему мер медико-социальной и психолого-педагогической работы с детьми, направленной на коррекцию их психологического, личностного развития, на восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.
  Оздоровительная функция центра связана с оказанием ребенку необходимой медицинской помощи в союзе с различными медицинскими учреждениями и направлена на повышение адаптационных возможностей организма. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обследование; формирует, развивает и закрепляет навыки здорового образа жизни.
  Компенсаторная функция реализуется в случае, если биологическая семья отчуждает ребенка. Центр ищет пути замещения кровных связей, старается поместить ребенка в другую семью (опекунскую, приемную) с тем, чтобы он воспитывался в естественной среде обитания, в отличие от среды детского дома, приюта.
  Еще один пример - Центр социальной адаптации для подростков с девиантным поведением в микрорайоне. Это, как правило, учреждение открытого типа для работы с детьми в возрасте 11 - 15 лет. У детей фиксируется: высокая степень педагогической запущенности; нарушение связи с общеобразовательным учреждением; трудности в общении с родителями, педагогами, сверстниками; склонность к бродяжничеству, асоциальному поведению с выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы, не связанным с психологическим расстройством, испытывающих различные формы психологического и физического насилия.
  • Основными направлениями деятельности центра адаптации являются:
  • социально-педагогическая адаптация детей с девиантным поведением;
  • диагностика уровня психологического и умственного развития, отклонений в поведении;
  • организация коррекционно-развивающего и компенсирующего поведения;
  • реабилитационная и психопрофилактическая работа;
  • организация социокультурной, трудовой, учебно-познавательной,
  • лечебно-оздоровительной деятельности.
  Основное внимание и усилия социального педагога Центра адаптации направлено:
  1) на формирование и развитие способностей ребенка к паритетному взаимодействию, сотрудничеству; способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, установки, позиции;
  2) на работу с родителями подростка с девиантным поведением. Работа с семьей включает обучение конкретным методам и формам взаимодействия со своими детьми на основе знания и учета их индивидуальных и личностных особенностей и принципов педагогики ненасилия.
  Развивающимся типом социально-педагогического учреждения в микрорайоне является центр семьи (центр семейного воспитания). Основная задача такого центра — работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение или нейтрализацию социально-педагогических, экономических, психологических факторов, негативно воздействующих на жизнедеятельность семьи в целом и воспитательную функцию в частности. В сфере влияния центра находится деятельность по укреплению (формированию; восстановлению) связей родителей с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей; по повышению психолого-педагогической и правовой культуры семьи; по подготовке подростков к сознательной семейной жизни. Одним из значимых направлений работы выступает помощь семьям, переживающим кризисную ситуацию; сохранение семьи; ее реабилитация и изменение в положительную сторону отношений родителей к детям.
  Наряду с центром развивается и успешно функционирует такая форма социально­педагогической помощи и поддержки детства, как служба. Опыт работы службы, созданной в школе и осуществляющей эффективную деятельность с семейным социумом в микрорайоне, с отдельными учащимися, детскими коллективами и выполняющей различные функции, представлен, в частности, в работах В. Н. Гурова. Автор показывает, что социально-педагогическая работа в школе проводится на основе созданных в ее структуре социальных служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и педагогической анимации; правовой и экономической защиты личности и семьи; профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки детских и юношеских инициатив. Исследователь считает, что именно школа должна быть центром социально­педагогической работы в микрорайоне.
  Социально-педагогическая служба микрорайона отличается от службы помощи в школе тем, что организационно она строится в социально-педагогических центрах микрорайона и ведет непосредственную работу в микросоциуме, взаимодействуя в вопросах воспитания молодого поколения со школой.
  Социально-педагогическая служба может быть организована как служба сопровождения и как служба оказания помощи и поддержки.
  Служба сопровождения предполагает и рассматривает особую позицию социального педагога по отношению к ребенку и его ближайшему окружению как субъектам взаимодействия и выделяет основные принципы его работы.
  Сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъект развития - это человек (ребенок; взрослый).
  Ситуация жизненного выбора - это множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых человек определяет для себя путь развития. Сопровождение можно рассматривать как комплексный метод деятельности, рассматривающий четыре функции, которые в свою очередь отражают алгоритм деятельности педагога. Первая функция заключается в диагностике существа возникшей проблемы. Вторая функция предполагает информирование субъекта развития о существе проблемы и возможных путях ее решения Содержание третьей функции составляет консультирование субъекта и заинтересованных в нем лиц на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы. Четвертая функция состоит в оказании первичной помощи на этапе реализации плана решения.
  Сопровождение предполагает наличие субъект-субъектных отношений, следовательно, это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого.
  К основным принципам сопровождения относятся: ответственность за выбор пути развития лежит на субъекте развития, сопровождающий имеет только совещательные права; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексный подход в сопровождении.
  В социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых метод сопровождаемого развития рассматривается как альтернатива методу направляемого развития. Суть метода сопровождаемого развития состоит в обучении ребенка выбору с опорой на его потребность в самореализации; в создании ориентационного поля развития.
  Социально-педагогическая служба оказания помощи и поддержки детям предполагает реабилитацию как развернутую во времени последовательность ситуаций взаимодействия педагогов и ребенка, направленных на снижение у него внутренних смысловых и эмоциональных барьеров, формирование состояния защищенности посредством накопления социального опыта. Ядром социально-педагогической реабилитации является ее концентрация на понятиях самоуважения и веры в свои силы ребенка.
  Задача службы, следовательно, заключается в помощи преодоления проблемы развития и поиска самостоятельного выхода ребенка из проблемной ситуации через снижение у него внутренних смысловых и эмоциональных барьеров (возвращение веры в себя, в свои силы и возможности; преодоление тревоги и страхов; способности оптимистично смотреть на свою настоящую и будущую жизнь и т. п.), формирование у него позитивного социального опыта (социально-ценностных качеств, знаний, умений) и формирование на этой основе состояния защищенности, уверенности в перспективе.
  Инновационным типом социально-педагогического учреждения является социальная гостиница. Она предназначена оказывать помощь и поддержку лицам, у которых потеряно или им вовремя не предоставлено жилье.
  Социальная гостиница для детей рассчитана на воспитанников, возвратившихся из школ-интернатов, детских домов и т. п., которые лишены постоянного дома, жилья. Необходимость в таком учреждении обусловлена тем, что многие выпускники приютов, детских домов нуждаются в социальном патронаже, так как не умеют жить самостоятельно, не обладают сформированными навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслуживания. У них не сформирована готовность к адаптации и интеграции в открытом социуме; нет умения пользоваться социальными инфраструктурами.
  Пользоваться социальной гостиницей могут и дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье. При этом по разным причинам (угроза жизни; опасность со стороны родителей, лишенных родительских прав и не пускающих в дом ребенка; риск перенять асоциальный или антисоциальный образ жизни аморальных взрослых) не в состоянии жить в нем.
  При невозможности обеспечивать себя материально воспитанники социальных гостиниц получают питание, обувь до тех пор, пока не смогут устроиться на работу и получать заработную плату.
  Приведенные примеры социально-педагогических учреждений не исчерпывают всего разнообразия учреждений, и автор не ставил своей задачей дать характеристику всем существующим. Важно учитывать факт, что наряду с традиционными (школа, детский дом, школа-интернат и др ) существуют и развиваются инновационные формы, обеспечивающие социализацию и социальное воспитание подрастающего поколения в достаточно устойчивом компоненте микросреды - микрорайоне.
  Программа обследования социально-педагогических учреждений в микрорайоне может иметь различную структуру. Мы в своем исследовании и в работе со студентами придерживаемся рекомендаций, разработанных в педагогике В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, М. Н. Скаткиным и др.
  Приведем в качестве примера фрагмент комплексной программы обследования социально-педагогических учреждений в микрорайоне -обследование материально­технической базы социально-педагогических учреждений в микрорайоне.
  Объектом обследования в программе выступают социально-педагогические учреждения микрорайона.
  Предметом является материально-техническая база социально-педагогических учреждений в микрорайоне.
  Цель обследования: выявить состояние материально-технической базы социально­педагогических учреждений в микрорайоне.
  Задачи:
  - собрать и систематизировать социологические, социально педагогические, экологические характеристики микрорайона;
  - выявить и описать материально-техническое оснащение учреждений;
  - подготовить анализ состояния материально-технической базы социально­педагогических учреждений.
  Субъект изучения: социальный педагог. Содержание программы
  I этап. Ориентировочный
  Задача: составить паспорт и карту-схему микрорайона.
  Направления деятельности
  1. Изучение природной характеристики микрорайона:
  - уровень экологического загрязнения;
  - характер зеленых насаждений;
  - уровень очистных сооружений и производственного фонда;
  - наличие предприятий с вредными производственными технологиями.
  2. Изучение материальной характеристики микрорайона:
  - насыщенность маршрутами общественного транспорта;
  - характеристики жилого фонда (количество жилых домов, тип строений);
  - наличие учебно-воспитательных учреждений;
  - количество учреждений служб быта, торговли, медицинского обслуживания, учреждений общественного питания;
  - наличие учреждений дополнительного образования;
  - количество детских площадок.
  Методы: наблюдение, изучение документации о строительстве (акты о сдаче и приеме домов, находящиеся в администрации района); беседа спредставителем службы охраны природы об экологическом состоянииданного микрорайона; беседа с представителем управления образования о наличии и количестве учебно-воспитательных учреждений дополнительного образования, детских площадок в обследуемом микрорайоне. 3. Изучение социально-педагогической характеристики микрорайона: взрослое население и окружение микрорайона (число жителей, их возраст; национальный, социальный и профессиональный состав; образовательный, культурный и нравственный уровень); состав семей микрорайона (общее число семей; количество семей, имеющих детей; структура семей и их полнота); детское население (общее число детей и подростков, место учебы; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; число правонарушителей; места проведения досуга; места сбора дворовой и уличной тусовки). Методы: беседа с директорами школ о количестве детей, их половозрастном составе; о наличии детей группы риска; беседа с начальником ИДН с целью выяснения характера правонарушений, совершаемых в микрорайоне подростками; установление количества детей, находившихся на учете; характеристика их семей. Форма фиксации результатов этапа - паспорт микрорайона, карта - схема микрорайона.
  II этап. Основной Задача: выявить состояние материально-технической базы социально педагогических учреждений в микрорайоне. Направление деятельности: посещение социально-педагогических учреждений, встречи с администрацией и представителями властных структур города.
  Методы: интервью с директором социально-педагогического учреждения; беседа со специалистом мэрии города.
  Примерные вопросы интервью:
  - Организуется ли деятельность по выделению и оборудованию помещений для работы с населением, их ремонту?
  - Финансируется ли работа клубов по интересам? Из каких источников?
  - Каким образом осуществляется работа по включению жителей микрорайона (например, как руководителей кружков на общественных началах) в деятельность учреждения?
  - Выделяется ли культурно-спортивный инвентарь для взрослых и детей?
  - Как часто проводятся выездные мероприятия (например, экскурсии)?
  - Кем финансируются? Предоставляется ли транспорт?
  Примерные вопросы для обсуждения в ходе беседы с специалистом мэрии:
  - Заинтересована ли мэрия в развитии социально-педагогических учреждений в микрорайоне?
  - Какие учреждения необходимы в настоящий момент?
  - Существует ли стратегический план открытия традиционных и инновационных социально-педагогических учреждений в разных микрорайонах города?
  - Насколько материально-техническая база существующих учреждений отвечает запросам современной молодежи и детей?
  - Существует ли в городе информационная служба данных о возможностях того или иного социально-педагогического учреждения для организации досуга, дополнительного образования и т. п., для детей, их родителей?
  Форма фиксации результатов этапа: сводная таблица данных.
  III этап. Заключительный
  Задача:
  - на основе проведенного обследования составить отчет о состоянии материально-технической базы социально-педагогических учреждений в микрорайоне.
  Форма фиксации результатов этапа: аналитический отчет.
  Систематическое обследование микрорайона дает возможность выявить воспитательные ресурсы соседства, сообщества сверстников, социальных учреждений, семей; воспитательный потенциал улицы, двора. Вместе с тем оно дает объективное основание предотвратить превращение ребенка в жертву социализации, попадание его в группы риска.


 
© www.txtb.ru