|
3.5. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска
Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение: во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка; во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации; в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия. Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска. Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе: - профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической); - оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями. Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога. 1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям. Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников. 2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении. Ее цель - конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении. Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения: - типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты); - опыта употребления веществ; - источников приобщения к веществам; - мест распространения веществ; - очагов возможного возникновения зависимостей; - отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим ПАВ, в) к распространению, г) к возможной помощи. 3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях. Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать. Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители. 4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями. Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается: - в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям; - в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения; - в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Основными принципами организации контакта должны выступать: - эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; - заинтересованность; - содействие; - доверие. 5. Консультирование. Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве: - инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; - способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные трудности в связи с употреблением алкоголя, наркотиков, других веществ. 6. Разработка программ профилактической работы. Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы. Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.). Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может: • обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем; • помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения; • содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации; • способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.). Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним возрастных особенностей были бы обеспечены на управленческом и технологическом уровнях. Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть: - наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации; - обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего; - включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций; - обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы. Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками: - стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся; - умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами; - способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными; - готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали. В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»: - Не навреди. - Не оценивай. - Принимай человека таким, каков он есть. - Соблюдай конфиденциальность. - Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию. - Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов. - Минимум специальных терминов. - Соблюдай принцип добровольности. Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями - задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Список рекомендованной литературы
1. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с. 2. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; ред.: М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М: Академия, 2007. - 191с. 3. Гольцова Н.В. Педагогическая социология [Текст]: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 224с. 4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2005. - 368с. 5. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Академия, 2005. - 388с.
|
|