|
Проблема типологии человека
Итак, в психологии проблема типологии существует давно и уходит корнями в историю человекознания. В ХХ веке, на который, собственно, и приходится развитие психологии как отдельной науки, наибольшую известность получили психологические классификации З. Фрейда, К.Г. Юнга, И.П. Павлова, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Леонгарда, Г. Айзенка. Вводя различные основания для построения своих классификаций, ученые отразили в них многие типологические особенности человека: конституционально-соматические, поведенческие, психические, психофункциональные, характерологические и т. д.
Разумеется, ни одна из классификаций не может претендовать на то, чтобы целостно описать человека. Да и большинство авторов типологий, создавая их, решали какие-то конкретные вопросы, стоявшие перед медициной или психологией и поэтому осознавали относительность, ограниченность своих классификаций, оговаривая конкретную сферу их применения.
Поскольку классификации создаются, как правило, на основе опыта непосредственной профессиональной деятельности ученых, то ценность типологий в том и состоит, что их можно использовать в практической работе, они имеют, помимо прочего, прикладное значение.
Знание их и умение применять особенно необходимы там, где имеется потребность классифицировать, разбивать на группы огромное многообразие психических феноменов, для чего необходимо, по мысли К. Юнга, “использовать простые схемы, которые, с одной стороны, удовлетворительно отражают эмпирические факты, а с другой — включают в себя общеизвестное и тем самым находят понимание” (Юнг К., 1994, с. 112). Применение типологий возможно при решении целого ряда практических психологических задач, таких, как проблемы профессиональной ориентации, т. к. для каждого определенного типа людей существуют соответствующие, наиболее подходящие сферы деятельности; проблемы саморазвития, т. е. реализации потенциальных возможностей человека или, говоря в понятиях гуманистической психологии, возможность самоактуализации в конкретных условиях жизни; достижение гармонии — внутренней и с внешним миром. Это, наконец, и задачи психокоррекции — использование сильных и совершенствование слабых сторон человека того или иного типа, регулирование и установление оптимальных межличностных и внутригрупповых отношений. Словом, чем большее количество прикладных задач необходимо решать психологии, тем актуальнее стоит вопрос группирования наблюдаемых различных психических состояний, их классификации и упорядочения для более удобного использования в практической деятельности.
Но какова же типология самих классификаций? Иначе говоря, какие сущностные признаки человека кладутся в основу при создании классификаций? Какие при этом используются критерии? Если коротко, то, как правило, основанием для типологий служат темперамент, характер, способности, личностные черты.
Существует немало определений темперамента. Но наиболее распространенным является такое его понимание, где темперамент определяется как динамическая характеристика психической деятельности. В психологическом смысле темперамент — это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде. Обычно выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы, эмоциональность. Общая активность, в свою очередь, определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру индивид может быть инертным, пассивным, спокойным либо инициативным, активным, стремительным.
В моторной сфере темперамент проявляется как частное выражение общей активности. Здесь можно говорить о темпе, быстроте, ритмичности и общем количестве движений.
Под эмоциональной проявленностью темперамента обычно понимают впечатлительность, чувствительность, эмпатичность, глубину и импульсивность переживаемых чувств. На протяжении долгой истории изучения темперамента он обычно связывался с морфологическими или конституционально-соматическими особенностями организма.
|
|