Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Переменные в исследовании

  Прежде всего, проверка любых гипотез требует перевода теоретических концепций на язык конкретных переменных, причем таких, которые подтвердили бы надежность, постоянство и валидность (достоверность) как самих концепций, так и тех данных, из которых они исходят.
  Надежность свидетельствует о константности, с какой конкретная переменная репрезентирует, представляет теоретическую концепцию. Если мы считаем какого-то человека надежным, то вправе ждать от него определенного постоянства, последовательности в поступках и уверены в том, что он постоянно выполняет свои обещания. Точно так же дело обстоит и с надежностью тех конкретных данных, которые представляют теоретическую модель. Когда. например, вы ставите будильник на семь часов, то ждете, что он зазвонит именно в это время. Если же он вместо семи часов будет звонить то в четыре, то в девять, то в одиннадцать, значит это ненадежный будильник и вы навряд ли станете его использовать. То же и с исходными данными исследования. Если они иногда “работают” на теорию, т. е. вроде бы подтверждают ее, а иногда — нет, значит это ненадежные данные, и от их использования лучше отказаться.
  Валидность (достоверность), в свою очередь, свидетельствует о степени правильности, истинности представленных данных, призван-ных подтвердить гипотезу. Если будильник звонит всякий раз в семь часов, вне зависимости от того, на какое время вы его ставите, то это неисправный, “неправильный” будильник. Но он “надежен”, т. к. с постоянством, достойным лучшего применения, звонит в ненужное вам время. Но надежность эта бессмысленная, поскольку прибор не делает то, что должен делать, а именно: звонить в нужный час.
  Таким образом, надежность и валидность (достоверность) являются непременным условием при проверке гипотез.
  Переменные, посредством которых гипотеза репрезентирована, представлена в исследовании, делятся на зависимые и независимые.
  Независимая переменная — это устойчивая совокупность различных факторов, которые, предположительно, оказывают влияние на поведение людей, участвующих в исследовании. Ну, а зависимая переменная в изучаемой ситуации — соответственно, ответное поведение испытуемых (реакция), вызванное действием независимой переменной. Если вам, например, необходимо проверить гипотезу, согласно которой чувство вины вызывает у человека желание извиниться, загладить ее, компенсировать вину каким-то образом и тем самым повышает его уступчивость и покладистость, то те условия или факторы, благодаря которым создается ситуация, вызывающая чувство вины, и будут служить независимой переменной. Поведение же, вызванное чувством вины, будет в данном случае зависимой переменной.
  Название “переменная” отражает тот факт, что как задаваемые условия, так и вызванные ими ответные реакции могут быть самыми различными. Понятно, что выбор независимых и зависимых переменных непосредственно связан с исследуемой проблемой, с ситуацией, с процедурой составления планов исследования.


 
© www.txtb.ru