|
Закон подражания
Процесс превращения масс происходит в силу внутренних, психологических законов. Основной из них — закон подражания. Члены масс подражают друг другу, но в первую очередь они подражают вождю. Речь, как видим, о конформизме, изначальном, по мысли Тарда, социальном качестве людей. Благодаря конформизму, собственно, и возможно существование общества. Подражание, являясь своего рода подчинением, создает стереотипы общественного поведения. Подражание (имитация), составляющее сущность конформизма, — чаще всего неосознаваемые индивидом, т. е. бессознательные, акты. Таким образом, имитируя поведение другого человека, подражая ему, индивид действует автоматически, словно бы под гипнозом, как зачарованный. Поэтому Тард называет подражание своеобразной формой сомнамбулизма.
Членов искусственных масс отличает высокая степень подражательности, они настолько стереотипизированны, что утрачивают всякую индивидуальность, становятся даже внешне мало в чем отличными друг от друга. Таковы, например, солдаты и монахи — члены типичных искусственных масс, армии и монастырей.
Лебон также говорит о деиндивидуализации индивидов в стихийных массах. Но если в естественной толпе этот эффект достигается за счет коллективного бессознательного (коллективной души расы), с одной стороны, и внушения, с другой, то в организованных массах, по мысли Тарда, к этому результату приводят другие механизмы - подражание и дисциплина. Причем эти факторы способны действовать на расстоянии, и для того, чтобы они оказывали влияние, людям не обязательно собираться вместе, т. е. им не нужно образовывать реальную физическую толпу. В реальной толпе, где люди скучены в едином пространстве, они оказывают друг на друга физическое влияние. Индивиды видят, слышат, осязают и обоняют друг друга, так что взгляды, дыхание, крики, напряжение тел, позы, выражения лиц, то есть все каналы коммуникации работают на взаимовозбуждение, синхронизацию психических состояний и, в конечном итоге, на единое массовое или коллективное поведение.
Искусственные, организованные массы, благодаря подражанию и дисциплине в большей мере подвержены не физическому влиянию — внушению и заражению, а социальному воздействию, т. е. конформизму. (О современных социально-психологических представлениях относительно природы конформизма речь пойдет в разделе “Социальное влияние”.)
Тард объясняет наличие в обществе подражания сочетанием факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние. К числу внутренних факторов относится заложенный в людях инстинкт подражания. Само по себе инстинктивное поведение является выражением более общей биологической тенденции — к бесконечному воспроизводству. Э. Канетти рассматривает эту тенденцию как основную закономерность существования всякой массы. В социальной жизни повторение означает стремление быть “как все” и делать все то, что делают другие. Наблюдение за действиями других и имитация их поведения, потом наблюдение за тем, как повторяют и подражают — все это приносит удовлетворение наблюдателю. Позднее А. Бандура, основываясь на этом утверждении Тарда, разработал теорию социального научения.
Подражание, имитация и повторение, кроме прочего — это еще и наиболее логичный и рациональный способ заимствования социального опыта. Таким образом, это еще один внутренний фактор, обусловливающий повторение. И, действительно, каждый отдельный индивид просто не в состоянии пройти весь тот путь, который прошло человечество и, соответственно, накопить его опыт. В одиночку это никому не под силу. Поэтому целесообразнее опыт не нарабатывать, а заимствовать, перенимать. В конце концов, это единственно возможный механизм передачи и получения социальных знаний и опыта. Но, как и у всякого явления, у подражания-заимствования имеется оборотная сторона. Подавляющее большинство людей так и остаются на этой стадии развития — стадии подражания. Они неспособны на творчество, на созидание. Единственное, что они умеют, так это более или менее успешно подражать другим. Поэтому они всегда подчиняются закону экономии сил. Это можно назвать и социальной ленностью. Ведь для большинства гораздо проще, удобнее и спокойнее и (что немаловажно) приятнее заимствовать чужое, чем создавать, изобретать самому свое.
Таким образом, основная часть общества, т. е. те, кто подражает, обладает повышенной внушаемостью и социальной податливостью для более успешного заимствования. По сути, они — социальный материал, из которого можно лепить все, что угодно.
|
|