|
1.1.2. Классическая социология XIX в.
В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности. Первый — самый ранний — можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители — О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре основных принципа классической методологии: — социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы; — поэтому социология должна строится по образу естественных "позитивных" наук; — методы социального исследования должны быть такими же точными, как и методы изучения природных явлений; — важнейший признак научности - объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий. Огюст Конт — основатель социологии и позитивизма — противопоставил новую общественную науку спекулятивной философии ХVIII века с ее чисто абстрактными методами познания окружающей действительности. Конт считал, что социология в отличие от философии конкретна, актуальна, основана на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, следовательно, научна (позитивна). Конт требовал исследования взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших систем, т. е. общества, человечества. Конт открыл и сформулировал предмет социологии, а также закон трех стадий социального и интеллектуального развития. Согласно его представлениям, общество про ходит через «теологическую» и « метафизическую» стадии , прежде чем достичь «позитивного» возраста - этапа «надежного» знания, нового рационального правительства и «религии гуманизма». Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру «позитивной», противопоставляя ее «негативной», угрожающе революционной и спекулятивной, «метафизической» эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей «теологической»(и монархической). В своей общей социологической теории Конт выделил две части — статику и динамику. Статика изучает условия и законы функционирования общественной системы (позже получила развитие в дюркгеймовской и функционалистской социологии). Динамика — социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества. При жизни О.Конта его идеи не оказали заметного влияния. Признание его теории получили в Англии со стороны Дж.Стюарта Милля. Милль, перенеся идеи Конта на английскую почву, изменил некоторые положения его теории. Так, если Конт исследовал общество как систему, то Милль видел общество прежде всего как совокупность индивидов и стремился свести социальное к индивидуальному. Социальные законы для него - это законы «индивидуальной человеческой природы». По Миллю, соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее иными свойствами. Труды классиков оказали большое влияние на работы следующего поколения социологов, наиболее яркими представителями которого считаются Г.Спенсер и Э.Дюркгейм. Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современного общества — в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующая взаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервной системе живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно. Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Он одним из первых выделил предмет социологии — социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. — все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход — укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе. В XIX в. развивалась и марксистская социология. К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономической формации на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Общество рассматривается как социальный организм, источник развития которого заключается в нем самом. Это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, на ход которого влияют, помимо базисных, и надстроечные факторы — государство, право, религия и т. п. С развитием производительных сил меняются производственные отношения, способ производства, а вместе с ним и вся надстройка общества. Общественно-экономическая формация — это сложившаяся на основе данного способа производства конкретноисторическая форма бытия общества. Каждая формация — особый социальный организм, функционирующий и развивающийся на основе двух типов социальных законов — генетических и структурных. К. Марксу удалось создать теорию общества, легшую в основу развития теоретической социологии XIX — начала XX в. Он также считается основателем важнейшего научного направления — конфликтологии. Марксистская социология в своей основе является позитивистской, она нацелена на признание объективности научных знаний об обществе. Однако в ней присутствует и противоположная тенденция — согласование эмпирических данных и теоретических выводов с историческим интересом эпохи, под которым понимаются исключительно интересы пролетариата, как самого передового и прогрессивного класса. Поскольку рабочий класс прогрессивен, постольку его интересы совпадают с общечеловеческими, следовательно, пролетариат заинтересован в объективном анализе общественных процессов. С развитием марксистского социалистического и коммунистического политических движений появились представления о том, что только обществоведы- марксисты могут дать объективную картину общества и его развития. В конечном итоге произошла идеологизация социологии, результаты исследований которой ставились в зависимость от интересов политической верхушки коммунистических партий социалистических стран. Основные разновидности марксизма ХХ в.: - советский марксизм, развивавший жесткое «научное» и материалистическое представление о социальной реальности, видя в естественных науках основной метод познания; - троцкизм - критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма ХХ в.; - западный марксизм - главное и наиболее влиятельное в академических сферах течение. Ведущие его представители - А.Грамши, Д.Лукач, Г.Маркузе, Франкфуртская школа критической теории, Л.Альтюссер, использовавшие не только марксову, но и немарксистскую мысль (политическая социология Грамши, структуралистский марксизм Л. Альтюссера); - марксизм «третьего мира», исследующий капитализм в метрополиях, колониях и неоколониальных странах и возможности создания социализма с ведущей ролью крестьянства и т.д. В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.
|
|