|
2.2.3. Агенты социализации
Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных. Агенты первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации — администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации. Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые — одну, две (СМИ — информация, идеологическая обработка). Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию — облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими — чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые — нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер- министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых. Начальная (первичная) социализация — область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация — область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.
Вопросы для самопроверки
1) Что такое социализация? 2) Почему ребенок, выросший среди зверей, не может стать личностью? 3) Какова цель социализации? 4) Почему для социализации ребенка необходимы механизмы имитации, идентификации, вины и стыда? 5) Почему у человека самое долгое детство среди всех живых существ? 6) В чем суть главного противоречия юности как периода социализации? 7) Почему вступление в брак является важным показателем зрелости индивида? 8) Чем отличается социализация взрослых от социализации детей? 9) Каковы особенности социализации в старости? 10) Почему родители считаются самыми важными агентами социализации? 11) Почему агенты первичной социализации важнее для становления личности, чем агенты вторичной?
|
|