|
2.1.2. Основные подходы в изучении личности
Существует великое множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее распространенных подхода — социально-психологический и функциональный. Основателем социально-психологического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня — Оно, Я, Сверх-Я. «Оно»— является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает человека есть, заниматься сексом, отправлять естественные потребности организма. «Я»— помогает «Оно» ориентироваться, регулируя выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с «Оно». Действует по принципу реальности. Например, «Оно» ощущает голод, «Я» запрещает ему есть шариковые ручки, бумагу, тряпки и т. д. «Сверх-Я» — идеализированный родитель, регулирующий поведение личности и стремящийся усовершенствовать его в соответствии со стандартами социальной группы и всего общества. По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Так, новорожденный ребенок — это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. Хочет ли он есть, пить, ощущает ли он неудобства — все обозначается одинаково — криком. С его развитием под руководством родителей формируется «Я»— на основе принципа реальности с ограничением «Оно», чувства ответственности за поступки и т. д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления личности, в его психике оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я». Первая называется оральной стадией: рот у младенца - главная эрогенная зона. Вся энергия малыша направлена на получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания. Вторую стадию Фрейд назвал анальной. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период начинают проявляться различия мальчиков и девочек, Эдипов комплекс - у первых и комплекс неполноценности - у вторых. Четвертая стадия - генитальная (юность). Главным источником удовольствия в этот период становится половое сношение с представителем противоположного пола. Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории «Зеркального Я». Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов: 1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие; 2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас; 3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других. Пример из жизни: Вы идете по улице, и все встречные прохожие пристально Вас разглядывают. Ваша ответная реакция — Вы расшифровываете это внимание как осуждение и насмешку и бежите к первому попавшемуся зеркалу проверить, что же у Вас не в порядке — одежда, прическа или внешность? Процесс зеркального отражения собственного «Я» является субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности. Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные внутренние собственные образы - само- имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе - вневременное ощущение самого себя - « истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут только корректировать.
Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, также считал, что "Я"- самость — продукт социальный. В начале, будучи малыми детьми, мы не способны объяснить себе мотивы поведения окружающих. Научившись осмысливать свое поведение, имитируя или играя во взрослых, дети начинают все больше принимать во внимание мнение и поступки других людей. Д. Мид утверждал, что мы обретаем«Я-Сам»(по Миду - I) — это реакция личности на воздействия других людей и общества в целом, иначе говоря, - субъект - наблюдатель. «Я-Меня»(по Миду - Me) — осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей — родственников, друзей. «Я-Меня» - объект - наблюдаемый. Например, я - «Я-Сам» воспитан в принципах бережного отношения к деньгам («копейка рубль бережет»), но окружающие меня люди считают скупость пороком, и я в отношениях с ними («Я-Меня») стараюсь быть щедрым и великодушным.
Ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом- наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Мид структурировал личность следующим образом:
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпицу, возить ею по полу, подражая матери, моющей полы в комнате. Он как бы примеряет на себя модель ее поведения. Мать для него - по Миду - «значимый другой». Следующая стадия - игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что - отклонением. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы впитываем в себя организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества. Социальный статус — это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний — в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д. Анализ статуса Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя — обучать школьников, функция средств массовой информации — давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения. Накладывая на человека определенные обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение. Так, часто бедные презирают богатых, называя их ворами и обиралами, богатые пренебрежительно относятся к бедным. Исключения делаются лишь для некоторых людей, к которым хорошо относятся в силу их личного статуса. Можно привести пример с Махатмой Ганди, матерью Терезой и т. п. Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия — символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Так, униформа военных позволяет им выделиться из гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия: погоны, нагрудные знаки, головной убор, цвет и форма одежды, делящие всех на рядовых, средний офицерский состав и генералитет. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж — это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций. Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль — поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н.Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р.Линтон. Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением. Статусный и ролевой наборы Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются: — предписанный статус — тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример — женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок; — достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар; — смешанный статус — обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный. — Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит. по Н.Смелзеру). Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей. Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин. Разделение ролей — выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс. Регулирование ролей — с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев. С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.
Мы рассмотрели только два подхода к изучению личности из множества теорий, созданных социологами. Нужно отметить, что ни одна теория не может объяснить полностью личность, т. к. не учитывается индивидуальность, неповторимость индивида. Реальная личность формируется как синтез, единство социального и индивидуального.
Вопросы для самопроверки
1) Чем отличается понятие «человек» от «личности»? 2) Почему новорожденный младенец не является личностью? 3) Какое значение имеет для социологии социальная типология личности? 4) Для чего необходимо изучать структуру личности? 5) Чем модальный тип личности отличается от нормативного? 6) Какой признак положен в основу типологии личности Р.Дарендорфа? 7) В чем (по З.Фрейду) проявляется конфликт между личностью и обществом? 8) Почему Ч.Кули называл личность «Зеркальным Я»? 9) Почему - у Д.Мида - самость субъектно - объектна? 10) Как меняется соотношение « I» и «Me» у личности с возрастом? 11) Чем «значимый другой» в теории Мида отличается от «обобщенного другого»? 12) Как соотносятся функции, права и обязанности личности? 13) Чем роль отличается от ролевого поведения? 14) Чем предписанный статус отличается от достигаемого? 15) Как определить главный статус личности? 16) Чем объяснить наличие у личности целого комплекса ролевых наборов? 17) Каковы причины возникновения ролевых конфликтов? 18) Какие функции выполняют механизмы решения ролевых конфликтов?
|
|