Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.1. Работа с «Я-образом» в ходе социально-психологического тренинга

  Одной из важнейших целей практически любого психологического тренинга является развитие самосознания его участников. Именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития личностного самосознания участников. Так, большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания.
  Основной задачей тренинга с точки зрения личностного роста является развитие всех подструктур личностного самосознания. А именно:
  • когнитивной — уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности;
  • аффективной — выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов;
  • и поведенческой — закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции.
  Останавливаясь на таком аспекте социально-психологического тренинга как личностный рост необходимо ещё раз остановиться на понятии Я-концепции. Я- концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе результирующая процесса самосознания, включающая три структурных элемента: когнитивный — «Я»-образ, аффективный — самооценка, поведенческий — проявление двух первых в поведении.
  «Я»-образ формируется у человека в ходе процесса самопознания и самоидентификации.
  «Я-образ» — это набор идей, представлений, установок и чувств человека о себе, о своих взаимосвязях с другими людьми, о своем отношении к различным аспектам жизни.
  В «Я-образе» можно выделить два составляющих аспекта:
  1. описательный аспект — включает представления о том, какими мы обладаем чертами, способностями, чертами;
  2. оценочный аспект — содержит суждения о положительных и отрицательных свойствах своей личности в целом.
  «Я-образ» рассматривается как один из компонентов личности, который обеспечивает постоянство и целостность личности.
  Человек стремится:
  • установить определенный набор представлений и себе;
  • постоянно подкреплять и поддерживать эти представления.
  «Я-образ» — это субъективная реальность через призму который мы видим, ощущаем, оцениваем мир.
  Наш «Я-образ» — это селективный фильтр. Каждый человек имеет тенденцию не воспринимать, искажать или отрицать информацию, которая не соответствует полностью тому, как мы видим себя и мир вокруг нас, с целью сделать информацию более соответствующей «Я-образу» и своему образу мира.
  В связи с этим люди склонны:
  1. игнорировать объективные данные, которые указывают, что они не правы или ошиблись;
  2. соглашаются с информацией соответствующей «Я-образу».
  Вследствие этого личность начинает воспринимать мир однобоко, через призму своих представлений, заведомо искажая информацию, которая отличается или не совпадает с тем, как мы видим себя и окружающий мир. При этом для сохранения «Я- образа» человеком принимается информация, заведомо известная как ошибочная, ложная, неправильная. Сохранению неизменного и позитивного «Я-образа» способствует, как мы уже указывали, действие механизмов психологической защиты.
  Работа с «Я-образом» участников тренинга, как совокупностью представлений о самом себе, начинается с самой первой встречи и продолжается в течение в сего тренинга. Наиболее выражена эта работа проходит в фазе лабилизации. Более интенсивно этот процесс протекает в личностно-ориентированных тренингах, но как мы уже указывали, он имеет место и в инструментально-ориентированных тренингах. Таким образом, в группах важной составляющей является всё более глубокое осознание и познание участниками группы себя и своих особенностей.
  Процесс работы с «Я-образом» в ходе тренинга может происходить на нескольких уровнях.
  Клюева Н., Свистун М. выделяют следующие уровни понимание своего «Я» участниками СПТ эффективного общения:
  • осознание участником, как он воспринимается другими, как он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);
  • осознание собственных стратегий и тактик. Применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?);
  • осознание мотивов, лежащих в основе того или иного поведения (почему я общаюсь именно так?);
  • понимание человеком того, как на протяжении жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?).
  Эта поэтапность в понимании своего «Я» лежит в основе построения программы тренинга. Работа с «Я-образом» участников ведется от первой до последней встречи.


 
© www.txtb.ru