|
2.2.4. Основные функции ведущего тренинговой группы
Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Каковы ролевые функции руководителя группы? К. Рудестам выделяет в психокоррекционных группах следующие функции ведущего группы: эксперта, катализатора, аранжировщика и образцового участника. 1. Функция эксперта • комментарии групповых процессов на уровне одного участника или группы в целом; • комментарии простых поведенческих актов; • комментарии поведения в целом «здесь и теперь», «когда-то и там». 2. Функция катализатора • побуждает группу к действиям; • привлекает внимание участников к чувствам; • побуждает к рефлексии действий; • создание в группе положительной обратной связи; • стимулирует высвобождение индивидуального и группового потенциала. 3. Функция дирижера • помогает группе решать проблемы и достигать целей; • регуляция вариантов внутригруппового поведения; • поддержка попыток обсуждения мыслей и чувств, возникающих у участников; • регуляция порога тревожности в группе (умеренная тревожность полезна для общения). 4. Образец участника В группе обычно участники подражают поведению руководителя, и таким образом, в качестве образцов поведения они выступают не намерено. Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы: 1. активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун); 2. аналитик (чаще всего — психоаналитик, характеризующийся дистан-цированием от участников группы и личностной нейтральностью); 3. комментатор; 4. посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); 5. член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами). Трудности в работе ведущего группы. 1. Установление психологической дистанции. Тренер должен чувствовать себя хозяином положения, но группа не должна этого чувствовать. Лучше когда ведущий воспринимается просто как человек. Тренер не должен говорить «я не знаю, что делать», сомнения надо выражать «давайте подумаем вместе, что нам делать». 2. Всегда группа, которая закончилась роднее, привлекательнее новой группы. 3. Эмоциональная ловушка. Когда среди участников группы есть два участника, вызывающих один — симпатию, другой — неприятие. Опасно выставлять одного в центр, другого задвигать. Важно это осознавать. 4. Вся группа разделилась на два полярных лагеря, когда одни не принимают других. • постараться сохранить ровное отношение к обоим; • постараться нейтрализовать лидера; • назначение ролей по степени успешности в предыдущих упражнениях; • перевести группу на деловой акцент, это притупляет эмоциональные переживания и снижает их значимость. 5. Агрессивные реакции это сигнал о процессе лабилизации. Фактически это злость на самого себя, направленная на других. Иногда агрессивные реакции могут вызываться самым тренером, если он будет ориентирован только на успех, то в группе может возникнуть соперничество, а надо ориентироваться на сотрудничество. 6. Психологические ожоги. Связаны с процессами лабилизации и изменения «Я»- образа в личностно-ориентированных тренингах. Когда степень конфликта личности в силу самонеадекватности очень велика, возможны сильные эмоциональные потрясения, так называемые «психологические ожоги». Они могут быть также связаны с прорабатыванием в ходе тренинга проблемной, жизненной ситуации конкретного участника группы.
|
|