|
1.3.5. Фаза овладения приемами поведения (ФОПП) и фаза окончания
Задача фазы: выполнение определенных упражнений на тренировку и закрепление новых коммуникативных навыков и приемов поведения. Типы упражнений, используемых на данной фазе: 1. Сухие упражнения — разучивание приема под контролем тренера и всей группы, « вот так надо делать». (Пример: перефразирование, зигзаг). 2. Полусухие упражнения — предложенное упражнение сначала выполняется под контролем ведущего, а затем закрепляются в двойках, тройках, но без видеофиксации. 3. Мокрые упражнения — упражнения, которые проводятся с отдельными участниками или со всей группой с видеофиксацией, и последующим групповым анализом и обсуждением его успешности. При подборе и проведении упражнений надо идти от простого к сложному, от сухих к мокрым упражнениям. Нецелесообразно предлагать групповое видеофиксированное упражнение, не освоив сухих и полусухих упражнений. Тренер предлагает выполнение упражнений по определенным правилам, повторяя их до формирования устойчивого навыка, нужно добиться того, чтобы каждый участник мог выполнить прием или правило по заказу. Образно говоря, ФВОО — это период обучения в спортивной тренировке. ФОПП — это спортивная тренировка. На ФОПП нужно фиксировать самочувствие участников группы: «Как вы себя чувствуете?», и включать психогимнастические упражнения на эмоциональную разгрузку. На этой фазе часто жалуются на усталость, можно использовать физкультпаузы, но надо держать темп, т.е. один навык проигрывать в разных упражнениях. Эффекта от обучающего упражнения может не быть, если оно дается рано. Если много смеха — это признак, что упражнение не идет. Каждое занятие заканчивается анализом и обсуждением. Схема обсуждения: 1. дать высказать каждому; 2. отметить общие положительные достижения; 3. указать на общие недостатки и ошибки, но без персоналей; 4. дать оценку чувств и эмоциональному состоянию группы; 5. остановиться на индивидуальных особенностях выполнения упражнений, отмечая положительные моменты и поощряя участников; 6. подчеркнуть, что упражнения завтра надо выполнять еще лучше. Итак, в тренинге поведения приобретается более компетентное поведение и происходит освоение важных социальных ролей. Цель тренинга поведения: 1. развенчание старых, привычных образцов поведения, показ их неэффективности, неадекватности в тех или иных ситуациях. При этом участники группы сами должны обнаружить и оценить неадекватность своего типа поведения. Задача тренера сориентировать группу на подачу обратной связи; 2. овладеть более эффективным поведением, чтобы более грамотно психологически строить свои взаимоотношения с людьми. Итог тренинга поведения должен заключаться: • в активизации личности; • вывод личности на более высокий уровень социального развития; • рост коммуникативного потенциала личности. Фаза окончания. Это содержательный и эмоциональный итог тренинга. Данная фаза наступает, когда выполнены цели и задачи, поставленные в группе. Как правило, предлагаются упражнения, направленные на укрепление сплоченности группы, на закрепление положительного эмоционального статуса группы, на возможность эмоционально отреагировать по поводу групповой работы. Заканчивается тренинг рефлексией всего произошедшего в группе. Стимулируется обсуждение следующих вопросов: • Что дала тебе тренинговая работа? • Произошли ли в тебе какие-то изменения? • Что считаешь наиболее удачным в ходе тренинга? • Что ты можешь сказать о роли консультанта в тренинге? В конце каждого тренингового дня участникам группы предлагается заполнить анкету обратной связи. 1. Тренинговое имя участника. Дата занятия. 2. Степень включенности: от 0 — 10. 3. Самые значимые для тебя эпизоды и упражнения. 4. Твои основные ошибки в ходе занятий: а) по отношению к себе, б) по отношению к группе. в) по отношению к ведущему. 5. Что тебе особенно понравилось на прошедшем занятии? 6. Твои замечания и пожелания ведущему.
|
|