|
1.3.2. Фаза активизации социально-психологического тренинга поведения
Цель фазы: создать атмосферу доверия в группе, чтобы каждый участник чувствовал свою необходимость в группе. Задачи фазы: 1. привести группу в оптимальное состояние для тренинга; 2. еще больше уменьшить напряжение участников группы; 3. создать атмосферу доверия и контакта. Начало фазы активизации — это становление взаимоотношений. Формальный признак начала активизации — это введение групповых норм. Основные характеристики фазы активизации. 1. Хорошо проявляются процессы резонирования: тревога тренера — тревога участников, шутки тренера — шутки участников. Важно сохранять умеренность. Тренеру не стоить увлекаться чем-либо, активность должна заражать, но тренер не должен быть подавляющим. Его активность должна сопровождаться откликом группы. 2. В группе могут развиваться процессы, включающие глубинные пласты личности. Так же появляется желание быть откровенным и в тоже время оно сопровождается страхом быть непонятым, отвергнутым. Тренер должен быть эмпатичным. Характерны следующие типы поведения участников в фазе активизации: • шутник; • молчун — можно разговорить их приемом рассказа по кругу; • экспансивный; • сопротивляющийся — а зачем это надо, какая польза от этих игр. Часто встречается у участников уже имеющих представление об СПТ, важно их выявить, но не пытаться доказать им необходимость упражнений, это происходит в процессе групповой динамики. Сопротивляющиеся, как правило, люди, имеющие страх перед раскрытием. Как правило, чуткие, с глубокими внутренними проблемами, имеющие отрицательный опыт раскрытия. Тренеру важно дать понять каждому участнику его важность присутствия в группе, каждый должен чувствовать свою индивидуальность, очень опасна обезличинность. Признаки неготовности участников группы к дальнейшей работе: • появление молчунов; • появление экспансивных, говорливых. На данной фазе существуют приемы активизации участников группы с помощью, которых можно достигнуть задач стоящих перед группой на данной фазе. Основные приемы активизации: 1. стимулирование высказывания участниками группы своих страхов и тревог. Тренер должен помогать этому, важно. Чтобы ни один участник не остался с тревогой. 2. Тренер должен объяснять участникам важность взаимных отношений, обращений друг с другом. Все опосредованные коммуникации сделать прямыми. Важно дать понять, что все члены группы тревожатся, переживают, хотят что-то получить. Если ведущему удастся подвести общий знаменатель под психические состояния участников группы, он объединит группу. 3. Мотивирование участников группы к отражению своих чувств. Обращение к группе с вопросами: «Кто из членов группы готов высказаться?», «Что он переживает в данный момент?», «Что вы думаете и чувствуете?», «Поделитесь своими мыслями?». 4. Нужно отслеживать групповую динамику и выявлять моменты, когда нужно сбить ненужный темп расслабить группу. Поскольку фаза разминки небольшая по объему и содержанию, и также она плавно перетекает в фазу активизации, то зачастую для характеристики СПТ в целом, фазы разминки и активизации рассматриваются как первый этап процесса СПТ. Выделяют следующие критерии успешной активизации: 1. в группе появляется взаимное доверие; 2. появляется раскованность у участников группы; 3. становится очевидным процесс смещения акцента с собственного говорения участников группы на слушание другого; 4. участники хотят активно работать, появляется интерес, что будет дальше. Задачи фазы активизации считаются выполненными, если: 1. сложилась групповая иерархия; 2. определись лидеры, активизировался процесс лидерства; 3. сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами; 4. каждый участник обрел свою позицию и чувствует, что он у дел; 5. преобладает позитивное настроение; 6. сложилась коммуникативная система.
|
|