Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1.4. Предоставление социальных услуг семьям и детям

  Социальное обслуживание семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, в связи с возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством и т.п.).
  Семьям предоставляются следующие виды социального обслуживания:
  - социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-бытовых услуг. Содействия в получении медицинской и иной помощи;
  - социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  - предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;
  - организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;
  - консультативная помощь семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;
  - реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.
  В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» отмечалось, что необходимо содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям:
  - центров социальной помощи; психолого-педагогических консультаций; центров реабилитации детей-инвалидов; центров планирования семьи; центров усыновления, опеки и попечительства; медико-педагогических школ;
  - социальных гостиниц для детей, матерей с детьми и др.
  Служба социальной помощи населению предусматривает:
  - выявление семей группы социального риска - многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей;
  - оказание им содействия в получении материальной. Медицинской, юридической, психолого-педагогической. Социально-бытовой и иной необходимой помощи;
  - выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; оказание помощи в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение для решения проблем соответствующих специалистов; проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением. Служба планирования семьи предусматривает повышение квалификации врачей, работников культуры по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи.
  Патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико­социальных учреждений для престарелых, инвалидов, неизлечимо больных людей относится к функциям службы медико-социальной помощи.
  Службе социальной реабилитации отводятся достаточно широкие полномочия:
  - проведение социальной реабилитации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, учебно-воспитательных учреждений;
  - оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских домов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения;
  - устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;
  - подготовка и внесение в народный суд заявлений об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, об их выселении;
  - создание центров усыновления и попечительства, медико-психолого-педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно- и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.
  Создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организация служб доверия и знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей является прерогативой службы психолого­педагогической помощи.
  Социально-правовая защита и юридическая помощь предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и по рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей.
  Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности. Алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества.
  Оказание социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким и инвалидам, развитие системы обеспечения протезно-ортопедической помощью.
  Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах) и посреднические (установление контакта с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социальной защиты с целью получения пособий).
  Рассмотрим особенности предоставления социальных услуг применительно к каждому типу семей, составляющих группу риска.
  В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России (5,2% в структуре семей). Многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей. Многодетные семьи сталкиваются с проблемой трудоустройства родителей, материально­бытовыми, жилищной, медицинскими и психолого-педагогической проблемами. Социальны работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной защиты.
  Служба занятости населения занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением. По возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных.
  На органы народного образования возлагается: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительных лагерях, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
  Органы социальной защиты занимаются организацией предоставление пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
  Юрист дает обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.
  Психолог помогает решать психологические проблемы семьи.
  Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санатории, профилактику здоровья членов семьи.
  Исполнительная местная власть обеспечивает своевременную выплату зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.
  Администрация предприятия, где работает многодетная мать, должна оказывать материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.
  Неполные семьи (семьи с одним родителем и детьми) сталкиваются с подобными проблемами, но у неполных семей есть и специфические проблемы, такие как проблема воспитания и социализации детей и проблема создания новой семьи. Система социального обслуживания предоставляет следующие виды услуг.
  Служба занятости занимается поиском удобной работы для родителей. Отдел народного образования решает вопросы относительного группы продленного дня, бесплатного питания, материальной помощи, психологических проблем детей и др. Отдел социальной защиты отвечает за назначение всех видов пособий и пенсий. Место работы родителей: предоставляют все льготы по работе, материальную помощь, решают жилищный вопрос, проблему отношений на месте работы родителей.
  Юрист оказывает содействие в вопросе алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, жилья, проблем на работе, взаимоотношений бывших супругов.
  Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста. То есть брак должен быть первым, продолжительность совместной жизни до 3 лет, граница возраста супругов от 18 до 30 лет.
  В структуре молодых семей отмечены следующие: полные, благополучные и студенческие семьи; семьи социального риска, несовершеннолетних матерей, военнослужащих срочной службы. Молодая семьи - одна из самых незащищенных групп населения. Молодая семья сталкивается с материально-бытовыми (финансовыми и жилищными) проблемами, проблемой трудоустройства, психологическими и медицинскими проблемами. Создаются условия для оказания психологической, юридической, медицинской помощи молодым супругам. Эта работа связана, прежде всего, с организацией служб социальной помощи и центров «Молодежь и семья», «Молодая семья», разработкой и принятием региональных программ по поддержке социально мало защищенных семей. Основная деятельность служб «молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе. Медико-социальный патронаж семей социального риска имеет свои особенности.
  При проведении медико-социального патронажа в молодых семьях с детьми из группы социального риска обязательным является дифференцированный подход медицинских работников, учитывающий характер, влияние факторов социального риска на здоровье ребенка, и готовность по оказанию социально-правовой помощи семье. Необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи, контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного, режима питания и др. В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилий семьи в поведении санитарно-гигиенических мероприятий. При этом обязательно постоянно контролировать выполнение данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны в первую очередь устраиваться в детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни.
  Семья, где мать или оба родителя являются учащимися или несовершеннолетними, к трудностям по воспитанию ребенка прибавляются трудности, связанные с учебой. При проведении работы с будущей матерью необходимо разъяснять необходимость посещения врача и наблюдения за состоянием здоровья в течение беременности. У будущих матерей должна быть дозированная учебная нагрузка, полноценный сон и т. д. Дети первого года жизни из таких семей должны получать бесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическую поддержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться под контролем медицинских и социальных работников.
  При работе в семьях, где трудовая деятельность родителей, особенно матери, связана с профессиональным вредом, социальному работнику необходимо налаживать контакт с администрацией предприятия для урегулирования процесса трудовой деятельности.
  При работе в семьях алкоголиков социальный работник должен постоянно разъяснять пагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей. Для борьбы с этим злом необходимы государственная политика, повсеместная работа, антиалкогольное воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
  В регионах функционируют центры охраны материнства и детства, в штате которых есть должность социального работника. Разработаны соответствующие должностные обязанности:
  - выявление и учет семей медико-социального риска;
  - выделение из них семей высокого социального риска и изучение потребностей данных семей;
  - проведение всех видов патронажей;
  - оказание содействия семьям в решении социально-бытовых проблем;
  - оказание консультативной помощи;
  - организация и контроль получения детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения;
  - оказание помощи семье в воспитании детей;
  - организация взаимосвязи и взаимопомощи в работе различных учреждений и ведомств;
  - ведение учетно-отчетной документации (дневник патронажных посещений, паспорт семьи и др.).
  Материально-бытовые, финансовые, психологические, жилищные проблемы семьи с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации, профсоюзы). В функции социального работника входит организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.
  Органы народного образования проводят обучение ребенка (составляют индивидуальные программы и др.), занимаются устройством детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.
  Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристику семьи, занимаются диспансерным наблюдением, разрабатывают рекомендации по профориентации и трудоустройству, реабилитации, санаторно-курортному лечению, оформляют документы по медицинской технике, в специализированные учреждения.
  Органы социальной защиты предоставляют льготы и услуги, организуют предоставление материальной и других видов помощи, санаторно-курортное лечение, оформление в специализированные учреждения. Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости - работой с окружающими. Юрист консультирует по вопросам законодательства, правам семьи, льготам, трудоустройства и др.
  Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с не резко выраженными аномалиями физического умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства образования. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения, находящихся в ведомстве Министерства труда и социального развития.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Что понимается под социальным обслуживанием?
  2. Гарантирует ли государство социальное обслуживание населения?
  3. Что такое трудная жизненная ситуация?
  4. Перечислите причины возникновения трудной жизненной ситуации.
  5. Какие правовые акты лежат в основе организации социального обслуживания населения?
  6. На каких принципах основывается социальное обслуживание? Раскройте их.
  7. Что понимается под социальной службой?
  8. Что включает в себя система социальных служб?
  9. Назовите специальные учреждения, входящие в систему социальных служб.
  10. Приведите формы государственной поддержки населения.
  11. Раскройте функции социального обслуживания.
  12. Какие группы населения пользуются социальными услугами бесплатно?
  13. В каких случаях граждане оплачивают социальные услуги?
  14. Относительно каких услуг приняты государственные стандарты социального обслуживания населения?
  15. Какие учреждения предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам?
  16. В каких формах осуществляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов?
  17. Какие виды социального обслуживания предоставляются пожилым и инвалидам?
  18. На каких условиях предоставляются социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам?
  19. Дайте характеристику такой форме социального обслуживания, как социальное обслуживание на дому.
  20. Раскройте такую форму - полу стационарное социальное обслуживание.
  21. Опишите стационарное социальное обслуживание.
  22. Опишите срочное социальное обслуживание.
  23. Раскройте роль социального работника в специальных учреждениях социального обслуживания.
  24. Какие виды социального обслуживания предоставляются семьям?
  25. Какие учреждения оказывают социальные услуги семьям? Раскройте их основные задачи.
  26. Приведите особенности предоставления социальных услуг многодетным семьям.
  27. Приведите особенности предоставления социальных услуг неполным семьям.
  28. Приведите особенности предоставления социальных услуг молодым семьям.
  29. Приведите особенности предоставления социальных услуг семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями.
  30. Какие учреждения обслуживают детей с ограниченными возможностями?


 
© www.txtb.ru