|
1.2.6. Значение негосударственных пенсионных фондов
В середине 90-х годов появилась идея создать профессиональную пенсионную систему на базе отраслевых НПФ. Крупнейшие отрасли, имевшие НПФ, отнеслись к этому благосклонно, понимая, что рано или поздно им самим придется финансировать своих льготников, гораздо выгоднее делать это через собственную финансовую структуру. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному. Оно может осуществляться как в форме профессиональных дополнительных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Профессиональная дополнительная пенсионная система должна удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Такая система получит развитие тогда, когда сами граждане начнут формировать свои дополнительные пенсионные вклады на персональных накопительных счетах в негосударственных пенсионных фондах. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации предусматривала дополнительное добровольное пенсионное обеспечение - из средств самих застрахованных или (и) работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Оно уже существует в России в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Их история началась с сентября 1992 г., когда был принят Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил цели и основные принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Были положены основы государственного контроля деятельности, объявлено о создании Инспекции негосударственных пенсионных фондов; определен перечень документов, которые необходимо разработать для дальнейшего развития системы государственного контроля. НПФы начали действовать, не имея ни какой правовой базы, регламентирующей работу фондов. Часть фондов формально были зарегистрированы как пенсионные, но фактически занимались банковскими операциями, эмиссией ценных бумаг и т.д. В конце 1995 г. большинство фондов представляли собой индивидуальные накопительные схемы - индивидуальные лицевые счета, которые были открыты частными лицами в банках или иных финансовых учреждениях и не были связаны с предприятиями. Доля профессиональных фондов, созданных предприятиями по месту труда, составляла примерно 10%. Практически не было корпоративных фондов, которые охватывали бы несколько предприятий в пределах одной отрасли или финансово-промышленной группы. Эта первая волна НПФ достигла приличных объемов пенсионных выплат, но затормозилась в приросте пенсионных взносов. Затем фонды стали переориентироваться с работы преимущественно с частными вкладчиками на работу, в основном, с юридическими лицами. На конец 1996 г. 87% всех пенсионных взносов внесли 1,5-2 тыс. вкладчиков - предприятий, фирм и организаций, а 13% взносов - 300 тыс. частных лиц. Без малого шесть лет фонды просуществовали в правовом вакууме, аккумулируя довольно большие средства без адекватной защиты прав будущих пенсионеров. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» был принят 7 мая 1998 г. НПФ - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Ее исключительный вид деятельности - негосударственное пенсионное обеспечение участников НПФ на основании договоров о негосударственном обеспечении с вкладчиками НПФ в пользу участника. Что касается деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, то она включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных ресурсов, учет пенсионных обязательств и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. При этом НПФ осуществляет свою деятельность и производит выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного обеспечения населения. Контроль деятельности НПФ возложен на государственный уполномоченный орган - Инспекцию НПФ при Министерстве труда и социального развития России. Инспекция имеет право лицензировать, выдавать обязательные для исполнения фондами предписаний, приостанавливать действие лицензии в случае выявления нарушений, обращаться в суд с исками о защите прав и интересов участников НПФ, проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки и др. Фонды бывают открытыми, где принимаются взносы у любого гражданина, любой организации, которые хотят улучшить пенсионное обеспечение своих сотрудников. Есть еще фонды профессиональные, корпоративные, участниками которых являются представители какой- либо организации, отрасли. Участниками накопительной системы должны быть все фактически работающие лица, индивидуальные предприниматели, имеющие доходы от своего труда и уплачивающие страховые взносы. Фонды предлагают несколько вариантов пенсионных схем: в основном - с установленным взносом или установленной пенсией. Есть и другие схемы, в рамках которых результатом деятельности фонда становится не столько показатель выплаты денежного пособия, сколько оказание различных дополнительных услуг участнику фонда (патронажных, ритуальных, льготного медицинского обслуживания и т.д.) Некоторые специализированные пенсионные фонды предлагают такие схемы, когда выплата пенсии осуществляется под залог квартиры. Число различных пенсионных схем, предлагаемых участнику фонда, колеблется от 2 до 17, при этом большинство НПФ собираются в дальнейшем развивать их в соответствии с пожеланиями вкладчика. Во всем мире основным вкладчиком НПФ является так называемый средний класс. В России это около 2 млн. человек (в развитых странах - 15-25 млн.). В 1998 г. основу негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) составляли корпоративные фонды, которые были созданы финансово-промышленными группами, крупными предприятиями или предприятиями одной отрасли. В десятку лидеров по величине совокупных активов в 1998 г. входили НПФ «Сургутнефтегаз» (1,9 млрд рублей), «ЛУКойл-Гарант» (1,5 млрд), «Газфонд» (1,3 млрд), НПФ электроэнергетики (302 млн), «Уголь» (205 млн), «ГАЗ» (107 млн), «Интеррос-Достоинство» (64 млн), «Тепло» (60 млн), «Стимул-фонд» (58 млн), «АвтоВАЗ» (56 млн). Эти фонды были закрыты для тех, кто не принадлежал к корпорации, не говоря уже о частных лицах. Взносы в эти фонды в пользу своих работников чаще всего делало само предприятие. С помощью пенсии оно дополнительно стимулировало работников, привязывало их к себе. До банковского кризиса пенсионные фонды создавались и крупными банками. Фонд был нужен банку для расширения банковских услуг, привлечения долговременных ресурсов и опять же для социальной поддержки своих сотрудников. Пенсия рассматривалась как отложенное вознаграждение за труд, которое формировалось преимущественно за счет банка, а не работника. Такие фонды были закрыты для частных вкладчиков за немногими исключениями (например, НПФ Сбербанка, участником которого мог стать любой гражданин, заключивший договор с фондом). Существовали также региональные НПФ. Их было немного, лучшие перспективы были у фондов из промышленно развитых регионов с сильной региональной властью. Особенность сферы деятельности таких фондов была в том, что наиболее устойчивые отрасли (газовая, нефтяная и электроэнергетическая) обслуживались не областными, а корпоративными фондами (РАО «ЕЭС», «ЛУКойл» и др.). Таким образом, накануне августовских событий 1998 г. в России лидировали НПФ, имевшие мощных учредителей, которые с самого начала наделили их немалыми средствами, поставляли участников и вкладчиков, избавляя от необходимости конкурировать за деньги клиентов, тем более - мелких, которые не проявляли особого интереса к дополнительному пенсионному обеспечению. Благополучие таких фондов напрямую зависело от положения учредителей и приближенных к ним клиентов, а вовсе не от ситуации, сложившейся на рынке пенсионных услуг. К осени 1998 г. на дополнительное пенсионное обеспечение могли рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. А создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое облегчило бы нагрузку на государственную пенсионную систему в целом и обеспечило бы многим россиянам прибавку к государственной пенсии, оставалось в планах на будущее. Его не приблизил и закон «О негосударственных пенсионных фондах», который был сориентирован на сложившуюся в то время систему НПФ. После августовского кризиса 1998 года выплаты клиентам приостановились, что вызвало увеличение расторжения пенсионных договоров, число участников фондов уменьшилось на 15%, участились обращения вкладчиков в суды. Так, до финансового кризиса доля взносов физических лиц в эти фонды составляла 20-30% в общей сумме пенсионных взносов, а в январе-сентябре 2000 г. не превышала 10%. В итоге - снижение у населения доверия к НПФ, которое и раньше было не очень высоким. Однако, несмотря на все эти затруднения, в целом система НПФ выжила. В ее развитии появились благоприятные тенденции. Наиболее успешно развиваются крупные корпоративные, а также территориальные НПФ. По данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития, на начало 1998 г. в России действовали 275 таких фондов. Суммарные активы всех НПФ составили 7,3 млрд. рублей. Число участников (будущих пенсионеров) превысило 2 млн. В 1997 г. 139 фондов (53%) производили пенсионные выплаты, 187 тыс. человек получили дополнительную пенсию на общую сумму 240,6 млн. рублей. Средняя дополнительная пенсия составляла 105,9 рублей, максимальная - свыше 1000 рублей. В сентябре 2000 г. работало 286 НПФ (более или менее устойчиво - свыше 100), их суммарные активы приближались к 20 млрд. рублей, а число участников превысило 2,5 млн. человек, из них 258 тыс. получали дополнительную негосударственную пенсию. В 1999 г. пенсионные взносы составляли 1,9 млрд. рублей, пенсионные выплаты - 367 млн. Тем не менее, без защиты прав пенсионеров не повысится доверие к негосударственной пенсионной системе, она не станет солидным участником рынка. В свою очередь, рыночная стабильность, рост инвестиций и дополнительное пенсионное обеспечение в крупных масштабах появятся тогда, когда повысится доверие к НПФ, и увеличатся вложения в них. Без защиты прав пенсионеров негосударственная пенсионная система не может отвечать и более общим социальноэкономическим целям. НПФ является некоммерческой организацией, его главная цель - сбор средств для выплаты дополнительной пенсии. Узаконено важнейшее правило о том, что фонды обязаны инвестировать пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах участников (будущих пенсионеров). В мае 2000 г. правительство своим постановлением обязало негосударственные пенсионные фонды с октября 2000 г. хранить ценные бумаги только в специальных депозитариях, к которым предъявляют жесткие требования. Депозитарии не только занимаются хранением и учетом ценных бумаг НПФ, но и обязаны ежедневно контролировать выполнение правил размещения резервов, их состав и структуру, а о нарушениях немедленно докладывать в Инспекцию НПФ. Пенсионные взносы и накопления являются собственностью фонда, а не вкладчика или участника (будущего пенсионера), что вызывает недоверие. Но сделано это для защиты участников. При банкротстве вкладчика в соответствии с законодательством будущие пенсионеры были бы поставлены в единую очередь всех его кредиторов. Вряд ли бы им что-нибудь досталось. Если же разорится сам фонд, на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, управляющего и депозитария. Передача пенсионных резервов в собственность НПФ нужна еще и потому, что иначе было бы трудно управлять ими как единым портфелем. По каждому инвестиционному решению пришлось бы спрашивать разрешения у многочисленных вкладчиков или заключать с ними трастовые договоры на управление, что хлопотно. Такая передача не означает, что вкладчики и участники теряют текущие права на эти средства до наступления их пенсионного возраста. Во-первых, если фонд внес без согласия участников или вкладчиков изменения в свои правила, которые ущемляют их интересы, вкладчики могут расторгнуть пенсионный договор, получить выкупную сумму или перевести ее в другой НПФ. В этом случае штрафов нет, но переход вкладчиков и участников из одного НПФ в другой (скажем, при смене места работы) формально не запрещен, но практически нереален из-за высоких штрафов, которые фактически равнялись накоплениям участников - это делается для повышения стабильности самой системы. Во-вторых, вкладчики и участники вправе получать информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов. Именной пенсионный счет отражает движение пенсионных взносов и выплат пенсий отдельному участнику, солидарный - всем участникам, в пользу которых вносит средства данный вкладчик. Фонд обязан не реже одного раза в год предоставлять такие сведения вкладчикам и участникам, а также публиковать в периодической печати отчет о своей деятельности. Это повышает информационную прозрачность фондов, позволяет эффективнее их контролировать. Перспективы НПФ во многом зависят от возможностей эффективного инвестирования. Известно, что необходимо максимально распределять риски, чтобы ни в один финансовый инструмент не вкладывалась значительная часть пенсионных денег. К сожалению, выбор этих инструментов в России весьма ограничен. Надежных российских банков практически не осталось. Прорабатывается возможность выпуска государственных пенсионных облигаций (среднесрочных или долгосрочных), особо защищенных и имеющих ограниченную сферу размещения. Такая идея выдвигалась еще в 1995 г., но из-за кризиса была забыта. В условиях инфляции привлекательным является размещение пенсионных резервов в валютные депозиты (валютные ценности) надежных банков. Хотя правила инвестирования допускают размещение пенсионных резервов в валютные ценности, но механизм приобретения валюты законодательством фактически не предусмотрен. Поэтому управляющая компания может довольствоваться только начисленными процентами для пополнения валютного вклада, сформированного в былые времена эффективных оборотов облигаций государственного внутреннего валютного займа. Отсутствие у управляющей компании возможности работать на мировых рынках ценных бумаг снижает привлекательность инвестиционных операций. Еще одна перспектива связана с результатами многолетней борьбы негосударственных пенсионных фондов, за право платить профессиональные льготные пенсии. Сейчас они выплачиваются из «общего котла» Пенсионного фонда. Среди 38,5 млн. пенсионеров, получающих обычную пенсию по возрасту, льготники составляют 2 млн. человек. Правительство не исключило возможность доверить НПФ формирование профессиональных досрочных пенсий и предоставить работодателям выбор между ними и Пенсионным фондом. Впрочем, наибольшая концентрация пенсионных резервов, видимо, останется у ПФ, поскольку население сейчас склонно больше доверять государственной структуре, чем частным организациям. Вся сложность в том, что человек, зарабатывающий себе на пенсию в профессиональную пенсионную систему (ППС), лишен всякого выбора, и оказывается клиентом НПФ без всякой возможности избавиться от этих услуг, если они не будут его удовлетворять. Обеспеченность в старости будет зависеть от множества факторов - от платежеспособности работодателя, профессионализма и порядочности менеджмента управляющей компании и НПФ, финансового состояния банка, в который вложены средства НПФ, от экономической и финансовой стабильности в стране. Опасающихся успокаивают тем, что эта система апробирована в целом ряде развитых стран и оправдала себя. Однако, как показывает практика, даже самые безупречные западные модели, перенесенные на российскую почву, нередко дают сбои, а то и вовсе отказываются работать. Законопроект «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» пока не дает гарантий, что тысячи рабочих в случае развала или же неэффективной работы ППС не потеряют сбережений, на которые они работали всю жизнь. Итак, в России создан новый социально - финансовый институт - негосударственные пенсионные фонды, как важный элемент реформирования пенсионной системы страны. В процессе его создания возможно решение целого ряда социально - экономических проблем, представляющих интерес для конкретных отраслей, предприятий, организаций и регионов страны. Прежде всего, решается задача повышения материального обеспечения пенсионеров. Эффективно решаются вопросы заинтересованного отношения предприятий (организаций) и граждан к самообеспечению пенсией, развития социального партнерства работодателей и работников, гибкого влияния на использование экономически активного и занятого в экономике населения. Привлечение в пенсионные фонды временно свободных средств предприятий и населения позволяет сформировать значительные финансовые ресурсы для их возможного использования в государственных, отраслевых и региональных инвестиционных проектах и программах. При этом фонды как один из институтов коллективного инвестирования выгодно отличаются от других инвесторов способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств, чего как раз в настоящее время не хватает отечественной экономике.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что Вы понимаете под пенсией? 2. Чем определяется организационно-правовая форма пенсионной системы? 3. В чем заключаются причины кризиса российской пенсионной системы? 4. По какому принципу была построена пенсионная система России? 5. Как Вы считаете, оказывает ли влияние демографическая ситуация в стране на пенсионную систему? Обоснуйте. 6. Влияют ли экономические условия на государственную пенсионную систему? Докажите. 7. Кого и почему не удовлетворяла пенсионная система 90 годов? 8. Охарактеризуйте Концепцию пенсионной реформы, как трехуровневую пенсионную систему (1995 - 1997 годы). 9. Приведите основные положения Программы пенсионной реформы (1998 год). 10. Назовите основное отличие Концепции от Программы. 11. Какие коррективы были внесены в Программу пенсионной реформы в 2000 году? 12. Какие цели стоят перед реформой пенсионного обеспечения? 13. Назовите источники финансового обеспечения пенсионной системы. 14. Какие федеральные законы лежат в основе пенсионного обеспечения? 15. Что Вы понимаете под персонифицированным учетом? 16. Для чего был введен индивидуальный коэффициент пенсионера? 17. Что учитывает индивидуальный коэффициент пенсионера? 18. Сравните старую и новую модели пенсионной системы. 19. Что понимается под обязательным пенсионным страхованием (ОПС)? 20. Кто является субъектами ОПС? 21. Кто выступает страховщиком? 22. Кто является страхователем? 23. Кто является застрахованными лицами? 24. Что в обязательном порядке обеспечивает ОПС? 25. Что понимается под базой начисления страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ)? 26. Чему равен страховой взнос в ПФ и какова его структура? 27. Приведите понятие трудовой пенсии. 28. Что такое расчетный пенсионный капитал? 29. Приведите понятие индивидуального лицевого счета. 30. Что такое пенсионные накопления? 31. Какие виды трудовых пенсий Вы знаете? 32. Применяется ли районный коэффициент при расчете пенсий? 33. Какие условия должны быть выполнены при назначении трудовых пенсий? 34. Какие группы граждан имеют право на трудовую пенсию по старости досрочно? 35. Как определяется размер трудовой пенсии по старости? 36. Как определяется размер трудовой пенсии по инвалидности? 37. Как определяется размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца? 38. Определите пенсионный капитал. 39. Определите расчетный размер трудовой пенсии. 40. Кого охватывает государственное пенсионное обеспечение (ГПО)? 41. В каких целях предоставляется пенсия по ГПО? 42. Какие виды пенсий выплачиваются по ГПО? 43. Кто имеет право получать две пенсии? 44. Раскройте технологию назначения и определения пенсий федеральным государственным служащим. 45. Раскройте технологию назначения и определения пенсий военнослужащим. 46. Раскройте технологию назначения и определения пенсий участникам войны. 47. Раскройте технологию назначения и определения пенсии гражданам, пострадавшим от радиации. 48. Кому выплачивается социальная пенсия? 49. Что представляет собой единая пенсионная служба? 50. Охарактеризуйте роль негосударственных пенсионных фондов.
|
|