|
1.2.1.3. Значение персонифицированного учета
Схема информационного обеспечения, при которой пенсия назначалась по сведениям из трудовых книжек и справкам о заработке, никак не стыковалась с реально перечисленными страховыми взносами, устарела так же, как закон о пенсиях, для реализации которого она была создана. Эта схема не обеспечивала ни достоверности, ни своевременности собираемых сведений, и привела: Во-первых, к тому, что многие фирмы основную часть реального заработка выплачивали по статьям, на которые не начисляются страховые взносы. Такая практика выгодна была работодателю, безразлична работникам, а в итоге пенсионеры оставались с маленькими пенсиями. Во-вторых, для назначения пенсии предъявлялись просто «липовые» справки и трудовые книжки. Проводимые ПФР проверки постоянно вскрывали факты предъявления в органы социальной защиты справок о заработке и записей в трудовых книжках, содержащих искаженные сведения, а ведь речь идет об основных документах, на основании которых назначается пенсия. Причем в справках о заработках отражались, как правило, сведения за два последних года работы. Вместе с тем, в соответствии с предложениями Концепции, должны учитываться заработки за более длительный период трудовой деятельности. В результате нарушается социальная справедливость: хорошую пенсию получает не добросовестный работник, за которого исправно перечислялись страховые взносы, а человек, сумевший получить ничем необоснованную справку о заработке, купивший с рук трудовую книжку. Выход из создавшегося положения - внедрение системы персонифицированного учета сведений для целей государственного социального страхования. Приведение в соответствие условий и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, выражаемому в продолжительности страхования и величине взносов стало возможным благодаря, «Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», созданной совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и ПФР; 2. Федеральному закону от 01.04.96г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Персонифицированный учет - существенная составная часть пенсионной реформы. С его введением изменился не только порядок представления и оформления документов для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа, но и, главным образом, изменились условия для назначения трудовых пенсий, введены стимулы для «зарабатывания» пенсии. Предусматривается поэтапное увеличение периода, за который определяется среднемесячный заработок для исчисления и перерасчета пенсий (в настоящее время 24 месяца). Это позволит усилить связь размера пенсии с конкретным вкладом застрахованных лиц в финансирование пенсионной системы. Исключена возможность зачета в стаж при выходе на трудовую пенсию тех периодов, которые не связаны с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд. В самом общем виде организация работы пенсионной системы в условиях персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах выглядит следующим образом. Администрация каждого предприятия, организации, учреждения регистрирует в ПФ РФ каждого работника, и работник получает личный страховой номер, который сохраняется за ним в течение всей его жизни. Каждый работодатель регулярно предоставляет в ПРФ сведения о стаже, заработке и сумме перечисленных страховых взносов работающих у него граждан. ПФ контролирует своевременность предоставляемых документов и достоверность содержащихся в них сведений, сверяет их с уплаченными работодателем страховыми взносами. Когда человек обращается за пенсией, пенсия ему назначается на основании сведений о стаже и заработке, накопленных в ходе персонифицируемого учета. Поскольку человек меняет места работы и жительства, для объединения сведений о каждом человеке, поступающих от разных работодателей, расположенных в разных регионах, то работодатели, предоставляя сведения о стаже и заработке каждого работника, указывают его страховой номер. Этот же номер человек сообщает при обращении за пенсией. Достоверность сведений о заработке при персонифицированном учете обеспечивается сочетанием интересов и способов взаимодействия сторон: пенсионной системы, работодателей, застрахованных лиц. Завышение сведений о заработке, выгодное застрахованному лицу, блокируется процедурой сверки с реально перечисленными страховыми взносами. Занижению сведений о заработке, выгодному работодателю, противостоит интерес застрахованных лиц, уверенных в том, что сведения, переданные работодателем в пенсионную систему, непосредственно скажутся на размере их трудовой пенсии. Достоверность сведений о стаже обеспечивается предлагаемой в Концепции законодательной нормой, согласно которой из страхового стажа исключаются периоды неуплаты страховых взносов. Своевременность сведений обеспечивается регламентом их предоставления в пенсионную систему. Органы Пенсионного фонда РФ обязаны своевременно вносить на индивидуальные пенсионные счета (ИЛС) установленную законом информацию, бесплатно один раз в год знакомить застрахованного со сведениями, содержащимися на его ИЛС, разъяснять застрахованным и работодателям их права и обязанности, предоставлять органам, назначающим пенсии, необходимые сведения. В случае несогласия со сведениями, внесенными на ИЛС, застрахованное лицо имеет право обратиться с требованием об их исправлении в органы ПФР либо в суд. В соответствии с законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. началось создание информационной базы пенсионной системы, которая должна была повысить мотивы для уплаты страховых взносов всеми работающими. Был откорректирован порядок назначения и перерасчета пенсий на основе индивидуальных лицевых счетов. На 01.01.2002 года в системе государственного пенсионного страхования зарегистрировано свыше 97,1 млн. застрахованных лиц (работающие граждане, безработные, учащаяся молодежь старше 14 лет). С 2002 г. в составе лицевого счета каждому работающему должны быть открыты: - условно-накопительный счет, на котором отражают взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованному лицу будет назначаться часть трудовой пенсии, финансируемая из распределительного источника; - именной накопительный пенсионный счет, где отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируются начисленные инвестиционные доходы, полученные от их инвестирования. Работникам, участвующим в обязательных профессиональных пенсионных системах, должны быть открыты профессиональные пенсионные счета. На них будут отражаться дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инвестиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через профессиональные пенсионные системы. По всем этим счетам пенсии должны назначаться и выплачиваться раздельно и независимо друг от друга, по особым правилам. Таким образом, наличие надежной системы персонифицированного учета, гарантирующей сбор и хранение сведений о застрахованных лицах в течение всей их трудовой деятельности и использование этих сведений при определении размера пенсии, необходимо. И, прежде всего, для того, чтобы у застрахованных лиц пропал экономический интерес скрывать от пенсионной системы реальный размер заработка и, следовательно, чтобы возросли реальные поступления страховых взносов. Работающему человеку не будет заинтересован скрывать свои заработки от пенсионной службы, поскольку от них реально будет зависеть его будущая пенсия. Трудовой стаж и среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяются только на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации работника в качестве застрахованного лица. Итак, система персонифицируемого учета - сложнейший комплекс организационных, технических и правовых задач, однако, ее внедрение является необходимой составной частью реформирования нынешней пенсионной системы. Персонифицированный учет содействует решению ряда проблем. Так, приведены механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями. Появилась возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Создана возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям. Персонифицированный учет обеспечивает: точное выполнение Закона о пенсиях; повышение сбора страховых взносов; выполнение требований социальной справедливости при назначении пенсий; формирование точных прогнозов потребности в средствах на выплату пенсий.
|
|