|
1.3. Субъект и объект как компоненты практики социальной работы
В основе содержания социальной деятельности лежат взаимодействия ее субъекта и объекта. При этом в современном изменяющемся обществе проблема субъекта и объекта деятельности приобретает иное звучание. Понимание человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением, представлено в гуманистическом подходе в философии, социологии и психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, Т.Лукман и др.). В русле целостного осмысления человек выступает как творческая личность, способная к инновациям и преодолевающая препятствия на пути своего развития. Общество при этом рассматривается как поле для свободной активности личности, для которой человеку должны быть предоставлены соответствующие социальные условия. В практике социальной работы при опоре на гуманистический подход, формируется личностно-ориентированная, или клиент-центрированная (Р.Мэй) модель взаимодействия с объектом оказания помощи, когда специалист ставит задачу на основе самоактуализации клиента. Здесь в центре теоретического и практического внимания находится активность человека. Прежде всего, это касается рассмотрения возможностей клиента социальных служб, который предстает как целостный индивид в единстве его различных сторон и выступает в качестве важнейшего элемента процесса оказания социальной помощи. Клиент становится субъектом действия по мере обретения им способностей самостоятельно выбирать формы своего поведения из ряда альтернатив и навыков переживания жизненной ситуации, управления ею. При этом опыт человека, обеспечивающий его «личностный рост», совершенствуется в индивидуальных и групповых формах работы. Соответственно, значение патернализма в отношениях специалиста и нуждающегося в помощи индивида, являвшегося основой системы социальной защиты в России до середины 90-х гг. XX в. и не утратившего своего значения до сих пор, постепенно ослабевает. В патерналистской модели развития социальной сферы, сложившейся в советский период, государство выступало как единственный субъект, конструирующий модель социальной защиты и помощи населению и реализующий ее путем принятия решений по поводу приоритетности социальных проблем. Клиентами государственных учреждений социальной защиты при этом являлись неработающие граждане - инвалиды, пожилые люди и т.д., которые оценивались лишь с точки зрения объектов деятельности и потребителей услуг. В свою очередь, работающее население было объектом предоставляемых в рамках трудового договора и гарантированных государством социальных пособий и услуг. Задание Выявите основные особенности патерналистской модели развития социальной сферы, изучив раздел 2.1. учебного пособия. В современной теории социальной работы проблема субъекта и объекта социальной работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социальной работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (см. табл.1.1. на стр.21). На макроуровне социальной деятельности субъектами и объектами являются общество, государство, органы управления социальной работой. На мезо- уровне - это социальные группы (семья, производственный коллектив, община и пр.), государственные и частные социальные службы различных типов, общественные и благотворительные организации. На микроуровне взаимосвязанные субъекты и объекты - это специалисты по социальной работе и практические социальные работники различных квалификаций, исследователи и преподаватели социальной работы как предметной области, клиенты социальных служб, т.е. люди, нуждающиеся в социальной помощи и предоставляющие ее другим. Субъектами социальной работы являются профессиональные социальные работники высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы. Субъекта социальной работы в западной научной литературе характеризуют как «проводника социальных перемен» (47. С.14; 55. С.16-17). Онучаствует в создании условий, делающих возможным позитивные преобразования общества и личности. Задание Для более полного ознакомления с характеристиками субъектов социальной работы обратитесь к разделу 7.1.
Таблица 1.1. Субъекты и объекты социальной работы
В рамках личностного подхода к объектам социальной работы, ими выступают лица, нуждающиеся в изменениях их социального окружения, отношений с другими людьми и собственной социальной ситуации посредством практики социальной работы. Эти люди сталкиваются с социальными проблемами, приводящими к неудовлетворению их потребностей. В науке существует точка зрения, выраженная известным специалистом в области теории социальной работы Е.И.Холостовой, согласно которой социальная работа должна охватывать формы социальной помощи и поддержки максимально широких слоев населения. Соответственно, практически все члены общества могут считаться объектами социальной работы. Такой подход к социальной работе связан с тем, что жизнедеятельность всех социальных слоев зависит от состояния социально-экологической сферы как пространства социальной работы, от уровня развития общества и государства (91. С.210, 215). Названные факторы определяют содержание социальной политики, представляющей собой один из существенных аспектов практики социальной работы. Имея социальные проблемы, граждане нуждаются в помощи и защите государства, которое может проводить социальную политику самостоятельно или привлекая к ней частные, общественные и благотворительные структуры и организации. В более узком смысле слова объектами социальной работы являются лица и группы лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Этих людей принято называть также социально уязвимыми группами населения, понимая под уязвимостью отклонение от количественной нормы жизнедеятельности в данном обществе (65. С.42). Государство и общество призваны, в первую очередь, удовлетворять нужды уязвимых социальных субъектов исходя из принципа социальной справедливости. Это составляет значительную трудность, т.к. категории социально уязвимых граждан многочисленны, а их состав и статусные характеристики значительно различаются. При анализе особенностей групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации, делается акцент на две важнейшие общие и взаимосвязанные между собой характеристики - социальное отчуждение, которое выражается в деформации социальных контактов с окружающими людьми, и дезадаптацию, т.е. нарушение процессов социальной адаптации. Индивид, приобретая статус социально уязвимого члена общества (например, безработного), формирует и соответствующий уровень самовосприятия, что, в свою очередь, ведет его к оторванности от основных социальных процессов. Соответственно, речь идет о людях, которым трудно, а иногда и невозможно, самостоятельно разрешить свои проблемы, и они остро нуждаются в помощи специалистов по социальной работе. Задание На основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Социология социальной сферы», вспомните суть принципа социальной справедливости. Основанием для классификации вышеназванных объектов социальной работы могут выступать состояние их здоровья; правовое положение; материальное положение; имущественное положение; тип поведения и т.д. (73. С.15).Так, на основе каждого из названных критериев можно выделить следующие категории объектов: инвалиды; люди, чьи права были нарушены вследствие национальных и религиозных конфликтов; бедные; жертвы социальных и иных катастроф, повлекших за собой утрату их имущества; лица с девиантным поведением. Выделяют и группы объектов по комбинированным критериям - дети- сироты, беспризорные и безнадзорные дети; одинокие малообеспеченные пожилые люди и пр. Наличие нескольких критериев уязвимости обусловливает особо трудное социальное положение человека и группы. Однако объекты социальной работы включают в себя не только тех людей, которые уже оказались в трудной жизненной ситуации. С учетом превентивного аспекта социальной работы, особое внимание должно уделяться группам населения, имеющим очевидную возможность оказаться в трудной жизненной ситуации. Их обычно характеризуют с помощью условного термина «группы риска». На самом же деле речь в этом случае идет о группах повышенного риска, так как группами риска в современном российском трансформирующемся обществе являются практически все категории населения. Риск - это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда существует вероятность и успеха, и неудачи. Следовательно, среда риска - это неопределенность и альтернативность при принятии решений. В ситуации риска, которая складывается в результате синтеза объективных обстоятельств и индивидуальных и групповых предпочтений, у человека существует возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, соотнеся факторы, способствующие успеху и поражению. В отличие от индивидуального риска, когда уменьшение его степени зависит от поведения отдельных людей, социальный риск связан с систематическим взаимодействием с опасностями, вызываемыми самим процессом развития общества (97). Соответственно, возникает необходимость учета и регулирования социальных факторов и процессов, результаты которых могут оказаться неприемлемыми и угрожать жизнедеятельности общества и социальному здоровью его граждан. Многие зарубежные и отечественные авторы (У.Бек, К.Уильямс, О.Яницкий, В.Чупров и др.) характеризуют современный социум как «общество риска», где риски не поглощаются, а распространяются и атомизируются, не поддаваясь контролю со стороны социальных институтов. Так, российский социолог О.Н.Яницкий выдвигает концепцию, в которой Россия интерпретируется как общество всеобщего риска, где риск становится элементом повседневной жизни, а социальное здоровье, права человека, экологические проблемы, медицина, образование находятся в низу шкалы национальных приоритетов (75. С.5). В подобных обществах повышается степень риска многих категорий населения. «Группы риска» - это люди, социальное положение которых не имеет стабильности, и они, являясь как объектами, так и субъектами риска, имеют наибольшие шансы оказаться в трудной жизненной ситуации, ведущей к их физической, моральной и социальной деградации. К «группам риска» могут быть отнесены многодетные, молодые и неполные семьи, ряд категорий лиц с аддиктивным поведением, люди пожилого возраста, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и т.д. Основным источником риска для этих индивидов и групп в России являются социально-экономические процессы периода перехода к рыночному хозяйствованию, когда ослаблены государственные и общественные рычаги воздействия на ситуацию. В этих условиях социальный риск носит тотальный характер, и любой индивид или социальная группа находятся в зоне потенциальной уязвимости. В связи с этим перед социальной работой особо остро стоит проблема предупреждения превращения, по мере ухудшения или утраты нормальных условий жизнедеятельности, потенциальной уязвимости многочисленных «групп риска» в актуальную уязвимость (65. С.44). Исходя из взаимосвязи между субъектом и объектом социальной работы субъектами социальной работы называют не только тех, кто решает социальные проблемы, но и тех, кто их имеет: это люди и общности, находящиеся в «слабой» социальной позиции (23). Такой подход к субъекту социальной работы позволяет клиенту социальных служб освободиться от патернализма, наделяет его качествами социальной активности и включает на равных началах со специалистом в процесс оказания социальной помощи. Кроме личностного подхода к объектам социальной работы, к ним может быть применен сферный подход. В этом случае под объектами подразумеваются такие сферы жизнедеятельности человека как производственная, культурнодосуговая, бытовая, образовательная, здравоохранительная, природоохранная; а также демографическая, конфессиональная, социально-этническая среда и пр. Личностный и сферный подходы к объектам социальной работы тесно взаимосвязаны - так, в каждой из сфер жизни человека, в соответствии с ее спецификой, возникают и разрешаются проблемы социальной защиты и помощи разнообразным индивидам, группам и слоям населения, поэтому к объектам социальной работы относят также систему взаимосвязей человека в сфере его жизнедеятельности (92. С.4.). Соответственно, главным субъектом и объектом социальной работы при любом подходе выступает человек, он предстает важнейшим компонентом процесса оказания и получения социальной помощи и поддержки.
|
|