|
7.1. Составляющие профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, который формируется посредством профессиональной подготовки специалистов в данной области практической деятельности. Профессионализм конкретного работника является результатом его самореализации в ходе длительного процесса профессионального становления, для которого характерны индивидуальное своеобразие и уникальность условий протекания. Профессиональное становление специалиста по социальной работе - это целостный и непрерывный процесс развития практической, образовательной и исследовательской деятельности личности в области социальной работы, ориентированный на формирование у человека профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, адекватных квалификационным и этическим стандартам профессии. В основу данного процесса может быть положен интегральный методологический подход в русле теории социальных изменений. Профессиональное становление специалиста является составной частью профессионализации - длительного макропроцесса, посредством которого общество и человек формируют представление о конкретном виде занятий как о профессии. В социальной работе профессионализация проявляет себя в постепенном формировании основных признаков профессии, характеризующих социальную работу как специализированный род занятий с функциональным содержанием. Они заключаются: во-первых, в утверждении нового типа учреждений, создающих рабочие места для социальных работников, и норм, регулирующих их деятельность; во-вторых, в создании сети учебных заведений, где осуществляется образовательная подготовка данных специалистов; в-третьих, в возникновении отрасли науки, предлагающей теоретическое обоснование практической деятельности в области социальной работы. Лишь после того, как сформирована система профессионального образования, учреждены ассоциации, печатные издания, сформирован этический кодекс, можно говорить о появлении профессии как вида деятельности, специфической общности и института общества. Профессионализация социальной работы в российском обществе неразрывно связана с ее институционализацией, происшедшей почти на столетие позже, чем в странах Западной Европы и в США. Процесс институционализации социальной работы, т.е. ее правового и организационного закрепления и общественного признания, начался в России в 1991 г. Постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР от 23.04.1991 г. в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих была дана квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе», которая является эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Содержание названной должности было обновлено и расширено Постановлением Министерства труда РФ от 12.10.1994 г., утвердившего разряды оплаты труда и должностные характеристики специалиста. Завершением институционализации социальной работы как профессии, указывающим на наличие ее внутренней организации, принято считать 2000 г., когда был введен профессиональный праздник «День социального работника». Институционализация социальной работы в России носила упорядоченный характер и опиралась как на международные стандарты, содержащие эталоны профессии, так и на собственные, исторически сложившиеся формы организации социальной защиты населения. Об институционализации профессии свидетельствует возрастание интереса зарубежных ученых к опыту России в практике социальной работы и признание ее теоретических достижений в этой области. В частности, деятельность российских специалистов с середины 90-х гг. XX в. координируют две влиятельные международные организации - Международная ассоциация школ социальной работы и Международная федерация социальных работников (75. С.223; 83. С.66-68). В настоящее время социальная работа в российском обществе обладает всеми отличительными характеристиками профессии: она представляет собой систему знаний, на которых строятся умения ее субъектов; предусматривает определенный период теоретического и практического обучения; имеет общепризнанные профессиональные стандарты, систему оценки квалификации специалистов; ее субъекты систематически работают в данной области, формируя профессиональное самосознание и поведение. Особенности труда специалистов, профессионально действующих в этой специфической области практики, связаны с предметной сущностью самой социальной работы. По мнению Е.И.Холостовой, эта сущность выражается в феномене «социальность». В нем отражено многообразие способов и форм взаимодействия человека, группы, социального коллектива, включая и самореализацию, саморазвитие субъекта (92. С.218-219). Соответственно, характер профессиональной деятельности требует от социального работника внимания к широкому кругу социальных проблем, касающихся организации и осуществления социальной работы в ее пространстве. Многообразие этих проблем предопределяет сущность и взаимосвязь основных составляющих профессиональной деятельности субъектов социальной работы: их должностных обязанностей, ролей, функций и профессиональноориентированных личностных качеств (см. таб. 7.1. на стр.180). Тарифно-квалификационные характеристики работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации предусматривают выделение двух видов должностей конкретной социальной направленности: специалист по социальной работе и социальный работник, которые отличаются уровнем сложности выполняемых функций и соответствующими разрядами. Наиболее сложным видом деятельности (8-13 разряды) является деятельность специалиста по социальной работе. В квалификационном справочнике указываются следующие должностные обязанности специалиста по социальной работе: выявление людей, нуждающихся в помощи; установление причин их трудностей; содействие в разрешении проблем и обеспечение социальной защиты; интеграция деятельности служб, учреждений и организаций для оказания социальной помощи; содействие в семейном воспитании и в заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением. Кроме того, специалист организует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы, участвует в деятельности по созданию центров социальной помощи семье, приютов, молодежных, подростковых и детских центров, клубов и ассоциаций, оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве и т.д. Наряду с организацией и осуществлением помощи, специалист стимулирует развитие собственных сил клиента, представляет его интересы в различных организациях, информирует органы власти и управления о наличии социальных проблем и оказывает на них воздействие с целью их решения. Профессиональные обязанности специалиста обусловливают его роли - он выступает как социальный адвокат, посредник, социальный педагог, консультант, мобилизатор клиента, организатор деятельности социальных служб, эксперт и т.д. Специалист исполняет свои роли, работая в социальных службах учреждений, предприятий и организаций различных ведомств, в образовательных, культурных и медицинских учреждениях, домах и микрорайонах, а также занимаясь частной практикой.
Действия специалиста в его профессиональных ролях представляют собой совокупность конкретных операций, необходимых для реализации целого ряда профессиональных функций. По содержанию его деятельности выделяют посредническую функцию (обеспечение содействия и участия в решении проблемы органов власти, других социальных учреждений), правозащитную функцию (использование законов и других правовых актов для защиты прав клиента и оказания ему помощи), информационную функцию (обеспечение нуждающихся в социальной помощи информацией о социальных услугах), психологическую, педагогическую, социально-медицинскую, социальнобытовую функции (выявление необходимости и содействие в оказании соответствующей помощи различным категориям населения) и др. По используемым технологиям выделяют
- диагностическую функцию (постановка социального диагноза, определение содержания проблемы группы или индивида),
- прогностическую функцию (прогнозирование развития социальных процессов и выработка моделей социального поведения),
- профилактическую функцию (приведение в действие механизмов предупреждения негативных социальных явлений),
- реабилитационную функцию (организация работы по социальной адаптации и реабилитации) и др. (79. С.18-19; 96. С.77).
Задание Вернитесь к разделу 2.1 и определите, имеются ли отличия между специфическими функциями социальной работы и функциями специалиста по социальной работе.
Табл. 7.1. Составляющие профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
Выполняя различные профессиональные роли и функции, специалист формирует систему собственной уникальной деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки клиенту. В результате возникает особый стиль деятельности социального работника, который выражает совокупность его личностных качеств, изменяющихся под влиянием профессиональных и иных ориентаций. Преобразование необходимых для успешной деятельности интеллектуальных, этических и психологических качеств специалиста в профессионально желательные характеристики является неотъемлемым атрибутом его профессионального становления. Таким образом, складывается система профессиональных способностей социального работника, которые выступают операционными механизмами решения проблем клиентов (55. С.39, 54; 96. С.87). Нормой регулирования профессиональной деятельности и результатом самореализации личности в этой деятельности выступает профессионализм. Под ним подразумевают устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать эффективности в профессиональной деятельности. Стремление личности к профессионализму указывает на то, что профессиональная деятельность человека осуществляется в соответствии с ее осознаваемыми и рациональными последствиями. Профессионализм специалиста по социальной работе включает в себя:
- правильность восприятия ситуации социальной работы, основанную на ее анализе;
- способность принимать во внимание все существующие альтернативы и делать необходимый выбор из них; рациональное установление взаимоотношений с окружающими людьми;
- рефлексию случая, как умение производить реконструкцию процесса оказания помощи и поддержки для его последующего анализа;
- способность осуществлять дифференцированный подход к клиентам, управлять деятельностью социальной службы, использовать в социальной работе технологии проектирования и моделирования и т.д. Задание Изучите главу XX учебного пособия «Теория и методика социальной работы», часть I, под ред. И.Г.Зайнышева (М., 1994) и письменно составьте профессиональный портрет социального работника. Среди компонентов профессионализма особое значение имеет его коммуникативная составляющая. Поскольку многообразие форм действия в социальной работе проявляет себя через многообразие форм социальной коммуникации, она пронизывает все стороны профессиональной деятельности специалиста. Через коммуникативные акты раскрывается социальное начало социальной работы, общение (эквивалент понятия «социальная коммуникация») выступает необходимым средством обеспечения этой деятельности, благодаря ему выстраивается система отношений с клиентом, осуществляется понимание и познание его проблем. Социальная коммуникация - это двухсторонний процесс обмена информацией и способ действия в обществе, ведущий к взаимопониманию его участников. В теории социальной коммуникации (М.Мескон, М.Альберт, Г.Кунц, О.Доннел, А.Конецкая, А.Соколов, Г.Андреева и др.), которая является для социальной работы одной из теоретических основ, раскрываются характеристики коммуникативного процесса, модели коммуникации, основы коммуникативной деятельности, способы взаимопонимания в процессе общения и т.д. Авторы теории коммуникации различают следующие элементы коммуникативного процесса: коммуникант, передающий информацию в виде сообщения; реципиент, которому она направляется; сама информация (или сообщение); канал, по которому осуществляется передача информации; эффективность коммуникации (35. С.171). При этом выделяют три основные модели социальной коммуникации. Во-первых, это линейная коммуникация, где коммуникант активно действует, а реципиент пассивно воспринимает это действие. Во-вторых, это интерактивная коммуникация, где существует обратная связь между коммуникантом и реципиентом, позволяющая им лучше адаптироваться друг к другу. В третьих, это трансакционная коммуникация, формирующая мультина- правленное взаимодействие с постоянно действующей обратной связью. Специалисты в области теории коммуникаций, И.Яковлев и Д.Каминский, анализируя роль этих моделей в современном обществе, указывают на постоянное изменение коммуникационного пространства в сторону усиления интерактивных и трансакционных коммуникаций (75. С.351). В социальной работе использование интерактивной и трансакционной моделей коммуникации связано с реализацией идеи социального партнерства. Клиент как один из субъектов социальной работы должен играть все более активную роль в процессе решения проблемы, сотрудничая со специалистом на всех этапах социальной работы. При этом специалист личным примером воздействует на клиента, привлекая его к решению проблем, в частности, путем развития навыков успешного общения. В свою очередь, клиент в коммуникативном процессе развивает под влиянием специалиста способности к выявлению собственных ценностей и потребностей и строит в соответствии с ними свои последующие действия. Цель коммуникативной деятельности в социальной работе - добиваться продуктивности в общении. Продуктивное общение представляет собой вид социальной коммуникации, позволяющей ее участникам путем установления субъект-субъектного (партнерского) взаимодействия согласовывать и объединять усилия, направленные на решение социальной проблемы. Следовательно, условием эффективного общения с клиентом является качественно-оптимальный уровень взаимодействий с ним. Поскольку общение является профессиональной обязанностью специалиста и носит вынужденный характер, достижение такого уровня требует использования целого комплекса знаний, навыков и умений. Они касаются организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения); ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения); и эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения). Специалист должен знать теорию и технологию коммуникативной деятельности, владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, уметь выявить информацию, необходимую для оценки ситуации и принятия решения и т.д. Кроме собственно коммуникативных, в процессе общения проявляются социально-психологические, социально-педагогические, организационные и иные знания и умения специалиста.
Взаимопонимание в процессе общения возможно только на основе сознательного стремления людей участвовать в этом процессе. Коммуникативная практика в социальной работе должна включать в себя следующие элементы: эмпатическое слушание; совместное обсуждение проблемной ситуации; формулирование сути проблемы в доступной для клиента форме; заключение соглашения о решении проблемы, отвечающего интересам клиента. В ходе коммуникативного процесса необходимо создавать и поддерживать благоприятный климат общения, способствующий формированию у клиента ориентации на изменения. Критерием продуктивности общения следует считать уровень преобразования проявленной клиентом активности в комплекс способностей межличностного взаимодействия, благодаря чему он приобретает коммуникативную компетентность и в дальнейшем может решать свои проблемы самостоятельно.
Задание
С помощью словаря основных терминов дайте определение коммуникативной компетентности.
Относясь к социальной работе как к науке и искусству, специалист на основе своих ценностей и убеждений сочетает в профессиональной деятельности знания и умения, связанные со статусными характеристиками и личностными особенностями. Его профессиональные знания о закономерностях жизнедеятельности индивида и социальной системы при этом подкрепляются творческими возможностями, интуицией, чувством сопереживания другим людям и желанием помочь им в решении социальных проблем.
|
|