Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1. Социальная деятельность и социальные отношения

  Социальная работа как научная категория и социальное явление может рассматриваться через близкие понятию «работа» понятия «деятельность» и «активность», поэтому данные категории глубоко разрабатываются в теории социальной работы. Активность - это всеобщее свойство живой материи, обусловленное, прежде всего, потребностью выживания и адаптации ее объектов в социоэкологической среде. Деятельность является особой формой активности организмов, она возникает на основе отношений системы и окружающей среды в целях поддержания устойчивости системы.
  Наиболее подробно в теории социальной работы рассматривается проблема социальной деятельности как структуры и процесса. Социальная деятельность выступает как одно из проявлений самодвижения материи и включает в себя целесообразные изменения и преобразования, которые личность или общность осуществляют при взаимодействии с другими людьми и с природой. Следовательно, социальная деятельность является, с одной стороны, способом, а с другой, - условием существования общества, приводящим его в постоянное движение.
  Социальная деятельность имеет многоуровневый характер и развернута во времени, в социоэкологическом и межличностном пространстве. Выделяют следующие характеристики социальной деятельности:
  - орудийно-опосредованный характер, который актуализируется через технические средства, социальные организации, знаки и символы и пр.;
  - сознательный характер, проявляющийся в целеполагании и рефлексии;
  - универсальный характер, указывающий на возможность человека свободно (в рамках биосферы, земли, исторического пространства) выбирать формы и средства поведения;
  - творческий характер, что находит отражение в инновационных моделях, формах и методах деятельности;
  - коллективный характер, позволяющий человеку успешно адаптироваться в социуме, что обеспечивается средствами контроля в социальных институтах (22. С.59-60).
  К структурным (формальным) компонентам деятельности ее исследователи (М.С.Каган, Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева и др.) относят специфику и цели, определяемые потребностями и интересами людей; социальные группы, включенные в процесс деятельности; организационные формы деятельности (ее управленческие структуры и органы, исполняющие их решения); социальные нормы и правила, регулирующие деятельность; средства и методы деятельности (91. С.206). Содержание деятельности как процесса включает три компонента: субъект, направляющий свою активность на различные объекты или на других субъектов; объект, на который направлена эта активность; сама активность, выступающая в форме действий и взаимодействий между людьми.
  Следовательно, социальная деятельность состоит из отдельных актов - действий людей, которые обусловлены определенными мотивами. Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением ее потребности (42. С.4). Действия проявляют себя в конкретной социальной ситуации, под которой подразумевают совокупность их объективных и субъективных условий.
  Человеческая активность проявляется в движении, формы которого описывают термином «поведение». Действие - это поведение, снабженное смыслом, человеческий поступок, имеющий общественное значение. Это значение может быть психологическим (мотивационным), т.е. установленным самим индивидом, а также культурным, т.е. установленным сообща, группой или коллективом людей. Кроме непосредственного поведения индивидов, действия проявляют себя опосредованно, через социальные общности, институты и процессы. Социальные действия одновременно выступают и механизмом поддержания целостности и устойчивости структуры общества, организации, личности, и средством регулирования отношений системы с другими общностями и людьми.
  Социальные действия, как поведение, которое обращено к другим людям и постоянно модифицируется в зависимости от их реакций, выступают главной составной частью социальной жизни. Из совокупности этих действий появляются социальные контакты как пары взаимно ориентированных действий мимолетного, мгновенного характера. На их основе на определенном отрезке времени могут возникнуть взаимно ориентированные действия, рассчитанные на более длительную перспективу - это социальные взаимодействия, динамичная последовательность взаимообусловленных действий, инициативных (акций поведения) и ответных (реакций на них).
  Сеть взаимодействий подвижна и подвержена непрерывным изменениям, она охватывает всех членов общества, все составляющие окружающего мира. Предметом социальных действий и взаимодействий являются различного рода ценности, необходимые для удовлетворения потребностей людей. При этом сама социальная деятельность непрерывно усложняется, повторяющиеся и регулярные взаимодействия индивидов и групп подвергаются регулированию в обществе. В результате складываются социальные отношения как нормативный образец взаимодействий субъектов, занимающих определенные социальные позиции.
  Социальные отношения стимулируют разностороннюю деятельность и реализуются в разнообразных взаимодействиях людей. Люди объективно вынуждены организовывать свои отношения при совместной деятельности. Польский социолог П.Штомпка выделяет следующие характеристики социальных отношений: это их прочность и постоянство; создание общей схемы для множества многопредметных взаимодействий (регулируемость); следование определенным образцам и примерам (нормативность); связь с социальными статусами и ролями индивидов (102. С.90-92).
  На основе ряда критериев можно выявить различные виды социальных отношений, с точки зрения:
  - статусной позиции, - это предписанные отношения, в которые люди вступают независимо от своей воли, и приобретенные отношения, достижение которых связано с сознательными усилиями;
  - мотивации, - это инструментальные отношения, как способ получения определенных благ, и самоценные отношения, цель которых заключена в них самих;
  - регулирования, - это формальные отношения, обязывающие к выполнению нормы, и неформальные отношения, реализующиеся спонтанно;
  - сферы взаимодействий, - это диффузные отношения, включающие значительный объем взаимодействий; и специфичные отношения, ограниченные их одной областью или предметом;
  - временняго критерия, - это постоянные отношения, в структуру которых включена длительность, и срочные отношения, которые ограничены временными рамками;
  - соотношения социальных позиций, - это эгалитарные отношения, строящиеся на основе равенства, и неэгалитарные отношения, исходящие из положения неравенства;
  - значимости социальных признаков партнеров, - это гомогенные отношения, где партнеры не имеют значительных социальных различий, и гетерогенные отношения, когда обнаруживаются их социально существенные различия;
  - эмоциональной экспрессии, - это официальные отношения с невыраженной эмоциональной мотивацией и интимные отношения, когда люди руководствуются эмоциями (102).
  Задание
  Приведите примеры различных видов социальных отношений.
  Совокупность различного рода зависимостей, существующих между людьми - социальных контактов, взаимодействий, отношений, без которых невозможно развитие социальной жизни, объединяется понятием социальной связи. Установление и регулирование социальных связей происходит в обществе осознанно, через координацию их элементов - субъектов, предмета и средств связи, а также институтов и организаций, контролирующих ее функционирование. Восхождение форм связи от простого к сложному приводит к институционализации социальных отношений, что выражается в кристаллизации нормативного регулирования социальной связи. Противоположный процесс, когда происходит движение от более сложных к менее сложным действиям и отношениям, и нормативное регулирование утрачивается, указывает на распад социальных связей.
  Проблема социальных связей между обществом, социальной группой и индивидом, являясь основной в социологии, выступает также одной из ключевых проблем теории социальной работы.
  В социальной работе на первое место среди профессиональных навыков ее акторов, т.е. субъектов деятельности, выдвигают их умение осуществлять деятельность в интересах нуждающихся в помощи людей, развивая взаимодействия между человеком и его окружением, и создавая социальные отношения вовлеченных в процесс деятельности институтов общества.
  Задание
  Изучите главы 2-4 учебника П.Штомпки «Социология» (М., 2005) и объясните, как социальная деятельность в разных ее формах, - от поведения человека до социальных отношений, - формирует социальную реальность.


 
© www.txtb.ru