Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2. Кризисный центр для женщин-жертв насилия "Приют"в Мурманске

  Кризисный центр для женщин - жертв насилия в Мурманске "Приют" - неправительственная благотворительная организация, зарегистрирован 20 апреля 1997 года, имеет статус "общественного учреждения".
  Открытие кризисного центра - результат активности на Кольском полуострове женского движения, консолидации усилий российских и норвежских женщин. В 1997 году проект "Кризисный центр для женщин в Мурманске" получил грант Секретариата Баренцева региона на 3 года.
  Всю работу проекта условно можно разделить на организационную и исследовательскую.
  Организационные усилия были направлены на создание и оборудование кризисного центра с приютом, организацию постоянной телефонной линии экстренной помощи жертвам насилия, непрерывной подготовке волонтеров. В результате в Мурманске появился кризисный центр для женщин с приютом на 16 мест, устойчиво работает телефон доверия, школа волонтеров.
  Цель исследовательского направления - адаптация и экспериментальная проверка норвежской модели кризисного центра, поиск эффективной региональной модели центра как опережающего социального сервиса. Одним из критериев для определения эффективности предполагаемой модели кризисного центра, с точки зрения организаторов- волонтеров, должно было бы стать признание целесообразности такого учреждения Администрацией города и получение центром муниципального финансирования.
  До открытия центра в Мурманске организаторы изучили литературу о моделях кризисных центров в Норвегии, Швеции, Канаде и США, побывали в норвежских и шведских приютах для женщин-жертв насилия.
  При выборе модели и концепции работы центр находился под сильным влиянием норвежского опыта. В результате был выбран статус организации и предпринята попытка исследования возможности создания и поддержки организации ресурсами общества. В основу концепции деятельности кризисного центра в Мурманске положен феминистский принцип - "от женщины к женщине".
  Таким образом, миссия кризисного центра в Мурманске - оказание социально­психологической помощи и предоставление временного убежища женщинам-жертвам насилия.
  Основные задачи центра:
  • вести просветительскую и организационную работу с жителями Мурманска и Мурманской области, направленную на искоренение всех форм насилия и дискриминации в отношении женщин:
  • предоставлять обращающимся за помощью убежище и полную информацию о социальной, психологической, правовой и медицинской помощи в Мурманске, России;
  • вести телефонное консультирование и оказывать иные формы помощи жертвам насилия.
  Этот вид социального сервиса имеет очень большое значение для продвижения и подтверждения идей гражданского общества, защиты прав человека.
  Во-первых потому, что инициатива создания этого сервиса принадлежит гражданам (вернее, гражданкам), во-вторых, это одно из немногих практических действии по переводу прав женщин в возможности для женщин.
  Какие права в нашем обществе защищает кризисный центр и\или предоставляет возможности для их защиты? Право на безопасность. Право на уважение. Право чувствовать себя человеком и защищать свои права.
  Работа кризисного центра была сосредоточена на оказании экстренной социально­психологической помощи и информационной поддержке людей, находящихся в кризисных ситуациях. За период с апреля 1997 года по 01 января 2002года в центр обратились около 8000 человек.
  Анализ обращений и работы консультантов позволил выявить следующие закономерности:
  1) группы населения, испытывающие насилие: пожилые люди, дети и подростки, женщины;
  2) наличие или отсутствие правовой и социальной инфраструктуры для оказания помощи потерпевшим. Так, в городе и области существует сеть учреждений и организаций для оказания помощи детям и подросткам (детские дома, приюты, комиссии по защите прав детей, уполномоченные) есть начатки инфраструктуры помощи пожилым людям (дом престарелых, отделы социальной помощи на дому, управления социальной защиты граждан по округам). Но полностью отсутствует даже понимание необходимости инфраструктуры помощи жертвам насилия.
  Возможно, власть реагирует созданием инфраструктуры только на проблемы тех групп населения, которые наиболее явно (детская беспризорность) или настойчиво (требования пенсионеров) заявляют об их наличии и остроте.
  3) доминирующим среди всех "видов насилия" в отношении женщин является бытовое насилие(в семье), вторым по значимости и частоте - психологическое насилие и беспредел в отношении женщин-работниц на рабочих местах, на третьем месте - прямое сексуальное насилие(и изнасилование).
  Жизнь опровергла многие оптимистичные гипотезы организаторов, и прежде всего основные, что насилие в отношении женщин является очевидным для общества и самих женщин фактом, и что женщины готовы бороться за свои права.
  Опыт общения с клиентами телефона доверия, с сотрудниками милиции, чиновниками администрации города и области, журналистами убедительно показал, что проблема насилия в отношении женщин - или "запретная тема" или вообще не осознается как проблема нарушения прав человека. Насилие в отношении женщин, домашнее насилие относится к числу "семейных вопросов", а "выносить сор из избы" на обсуждение общественности не принято. Таким образом, эта тема стала "зоной умолчания". При этом мужчины рассматривают практику насилия в отношении женщин как естественную привилегию, а женщины - как естественную предопределенность, как атрибут своего пола. Недостаточная степень самоосознания женщинами проблемы насилия в отношении себя, "вялая активность" разрозненных на российских просторах женских организаций, традиционная жертвенность российских женщин - основные причины отсутствия в обществе негативного отношения к насилию против женщин.
  Анализ обращений на телефон доверия показал, что:
  • женщины десятилетиями терпят побои, но не уходят от мужей и сожителей - истязателей. В качестве аргумента многие женщины выдвигают материальные соображения: "жалко менять квартиру", "трудно разменять квартиру", "жалко нажитых вещей", "боюсь осуждения со стороны соседей и родственников" и т.д.;
  • из "страха перед одиночеством", как говорят клиентки, они содержат на свои средства сожителей - пьяниц, не разводятся с гулящими мужьями, которые заражают их венерическими заболеваниями, многие клиентки готовы жить с кем попало, лишь бы иметь статус "женщины при мужчине";
  • женщины стремятся делегировать свои проблемы и их разрешение родственникам, посторонним людям, общественным организациям, но только не себе. Половина звонков-обращений о домашнем насилии в отношении женщин и детей сделана не самими жертвами, а родственниками, друзьями и знакомыми.
  Казалось бы, в такой ситуации разгула домашнего насилия юрист-консультант должен был бы быть востребован именно в связи с этими проблемами. Действительно, обращения за правовой поддержкой, проще говоря, юридической консультацией, составляют половину звонков на телефон доверия. Но анализ обращений показал, что две трети из них связаны с проблемами нарушения трудового законодательства при приеме на работу и увольнении женщин, оставшаяся треть - на раздел имущества и проблемы истребования алиментов. Случаи консультирования по поводу процедуры наказания, защиты своих прав в суде, развода с насильником - единичны.
  В связи с этим, востребованной оказалась только часть созданной модели кризисного центра - телефон доверия для женщин (hotline). Решились воспользоваться приютом, чтобы уйти из дома и затем предпринимать действия по обузданию истязателя только 5 женщин из нескольких сотен, заявлявших о таком желании.
  В то же время жизнь показала, что существует большой запрос на индивидуальное очное консультирование и помощь в определении программы позитивных действий в сложной ситуации, работу групп поддержки, юридических консультаций, использование различных форм психотерапии, сопровождение социальных работников.
  В целом создается ощущение необходимости позитивной альтернативы, создания программ и ресурсов для поддержки личностного роста и самореализации женщин, построения позитивных стратегий самоутверждения в различных сферах, позволяющих получить экономическую и личностную независимость.
  Жизнь показала, что работа в режиме "экстренной помощи" важная, но недостаточная составляющая для эффективности кризисного центра. Консультанты телефона доверия помогают "женщинам в кризисе" справиться с первыми негативными эмоциями, но затем необходима система правовой, психологической, социальной поддержки жертвы. Это возможно при наличии специальной городской инфраструктуры поддержки прав человека.
  Жизнь показала, что реализованная в Мурманске норвежская концепция кризисного центра оказалась преждевременной, поскольку кризисные центры в Норвегии и Швеции создавались как дополнительный специализированный социальный сервис в довольно развитой инфраструктуре организаций, призванных обеспечивать защиту прав граждан и предоставлять для этого широкие возможности. Кроме того, движению в защиту женщин от насилия предшествовали традиции защиты прав человека, построения гражданского общества. Все это вместе взятое способствовало созданию общественного мнения и национальных законов, защищающих права человека, создающих механизмы предоставления эффективных возможностей.
  Приведу один частный пример: для большинства российских женщин неразрешимым остается вопрос: "Где жить после того, как ты уйдешь от мужа - истязателя? Как обрести новое жилье?". Бедность в России имеет "женское лицо", почти никто из женщин не в состоянии купить новое жилище. В Норвегии в соответствии с законодательством, человек не должен жить в доме, где над ним учиняется моральное или физическое насилие. В этом случае муниципалитет обязан предоставить человеку бесплатное жилье, обеспечить его работой для добывания средств к существованию.
  В России пока нет развитого муниципального или иного доступного социально­правового сервиса для жертв насилия. Процедура следствия по делам об изнасилованиях настолько антигуманна по отношению к жертве, что лишь 3% женщин рискуют заявлять об изнасиловании в милицию. Законодательная база по домашнему насилию не создана, российский закон "О предотвращении насилия в семье" уже 4 года рассматривается в парламенте и до сих пор не принят Государственной Думой.
  Таким образом, кризисные центры для женщин в России в принципе находятся в очень трудной ситуации и имеют ограниченные возможности помощи жертвам насилия. Кризисные центры, созданные и поддерживаемые общественными организациями на волонтерских основаниях, скорее всего, устойчиво развиваться пока не смогут.
  Общество не обладает развитым правовым сознанием и достаточными ресурсами. Но чтобы это установить, необходим был опыт.
  На сегодняшний день, кроме кризисного центра в Мурманске на Кольском полуострове с помощью программы TACIS открыты еще два муниципальных кризисных центра в Полярных Зорях и Апатитах, которые представляют симбиоз службы психологического консультирования с социальной гостиницей.
  Преимуществом муниципальных центров является устойчивое финансирование, наличие в штате профессиональных психологов и социальных работников. В Апатитах сотрудники отделения кризисно-психологической реабилитации ведут исследовательскую и просветительскую работу среди старшеклассников. Но работа муниципальных центров более формализована, персонал не осознает в полной мере миссии кризисного центра в продвижении ценностей гражданского общества.
  За первые два года центр добился того, что
  1) жители города и области получили представление о кризисном центре для женщин и стали воспринимать эту идею более спокойно;
  2) тема бытового и сексуального насилия в отношении женщин стала периодически освещаться региональными СМИ.
  Но центр не удовлетворен достигнутыми результатами и хотел бы работать более эффективно. Работу кризисного центра целесообразно организовывать и развивать по законам социального маркетинга.
  Цель кризисного центра с точки зрения социального маркетинга - помочь женщинам и мужчинам приобрести новую полезную привычку - не допускать насилия по отношению к себе и окружающим.
  Проблема состоит в том, что не достает качественных исследований, которые позволяют разрабатывать эффективные социальные проекты, уверенно макетировать деятельность кризисного центра. Волонтеры-практики, работающие в кризисном центре, не обладают необходимыми знаниями и опытом исследовательской деятельности, но без осмысления получаемых результатов, невозможно развитие программы и построение эффективной модели. Практика кризисного центра взывает к помощи ученых- исследователей. Без их участия миссия проекта "Кризисный центр", накопленные человеческие, материальные, методические ресурсы вступают в конфликт с уровнем сложности задач и компетентностью персонала
  Для эффективной самореализации социальный работник должен быть широко образован, чтобы понимать контекст проблемы своего клиента. Для успешной работы кризисного центра волонтеры и специалисты нуждаются в концептуальной подготовке, знакомстве с гендерными исследованиями.
  Таким образом, просветительская деятельность должна составлять значительную часть программы работы кризисного центра в российских условиях, причем следует принять к сведению, что прямое обращение к проблеме насилия против женщин не имело успеха именно по причинам давления патриархатных стереотипов в общественном сознании.
  Работа телефона доверия для женщин обнажила проблему социально-правовой инфантильности наших граждан. Инициаторы создания кризисного центра исходили из того, что каждый человек- хозяин своей судьбы и обладает волей для ответственности и выбора решений.
  Оказалось, что предоставить приют и защиту норвежке, знающей свои права, способной менять стратегию поведения, использовать предоставляемые законодательством возможности, чтобы бороться с ситуацией насилия, это совсем не то же самое, что помогать российской женщине.
  С одной стороны, кризисный центр норвежской модели в российской реальности недостаточно востребован именно потому, что нет воли и привычки граждан действовать ответственно, с другой стороны, нам кажется, что попытка предоставить бесплатно реально платные и дорогие услуги продолжает удерживать инфантильное мышление и иждивенческие настроения наших людей. К этому выводу мы пришли после проведения программы бесплатных социально-правовых консультаций для населения, которую мы вели в течение года и потратили на это 15 000$ USA. Цель программы состояла в повышении правового сознания и информированности граждан, формировании привычки самостоятельного обращения к законодательству в обыденных ситуациях.
  В программе участвовали не только профессиональные юристы, но большая группа социально компетентных женщин, руководителей общественных объединений (клубов матерей детей-инвалидов, многодетных семей, пенсионеров, женщин-инвалидов), директоров предприятий и образовательных учреждений. Их миссия состояла в демонстрации позитивного опыта правового самообразования для решения актуальных проблем. В результате работы общественных приемных более двух тысяч жителей Мурманска получили социально-правовые консультации. Но последующие наблюдения показали, что бесплатные для населения юридические услуги не меняют положения в принципе, не стимулируют правовое сознание граждан и не формируют ответственность за свою судьбу.
  После окончания проекта многие из обратившихся ранее продолжали звонить и требовать продолжения консультирования, раздраженно реагировали на предложение обратиться в юридическую консультацию или поработать со специальной литературой в ресурсном центре организации.
  Клиентки кризисного центра, телефона доверия стремятся добиться от консультанта прямых указаний, какое решение следует принять в их личной ситуации, ожидают действий от женщин-волонтеров по защите их чести и достоинства, но сами не имеют воли предпринять даже самые простые шаги.
  Работа кризисного центра - важный социальный эксперимент, имеющий большое значение для продвижения и подтверждения идей гражданского общества, защиты прав человека. Создание кризисных центров - одно из немногих практических действий по переводу "прав женщин" в "возможности для женщин", прецедент авангардной роли общественных организаций в создании продвинутого социального сервиса .
  Вместе с тем, этап эйфории по поводу открытия первых кризисных центров в России закончился или заканчивается. Есть выбор: или научиться работать эффективно, или идея будет безнадежно дискредитирована.
  В целом необходимо рассматривать модель кризисного центра для женщин в контексте формирования федеральной и региональной, местной инфраструктуры социально-правовой защиты различных групп граждан.
  Для просветительской работы с населением, особенно с молодежью и сотрудниками органов охраны правопорядка, администраций, волонтеры и персонал центра нуждаются в более высоком уровне компетенции, широком кругозоре, овладении идеологией прав человека, знаниями исторических и законодательных аспектов проблемы.


 
© www.txtb.ru