Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.8. Опыт деятельности учреждений для детей с ограниченными возможностями в Республике Хакасия

  На начало 2001 года в органах социальной защиты населения республики Хакасия состояли на учете 3506 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Наиболее часто встречающиеся заболевания, приводящие к инвалидности детей, это патология центральной нервной системы, психические расстройства, поражения опорно­двигательного аппарата. Проблема детской инвалидности затрагивает интересы всех членов семьи такого ребенка, которые зачастую тоже нуждаются в социальной помощи и поддержке. Поэтому в последние годы учреждениями и службами социальной защиты населения проводится работа по развитию сети реабилитационных учреждений и усилению адресной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.
  Одно из ведущих мест в системе социализации детей-инвалидов в республике принадлежит реабилитационным учреждениям для детей с ограниченными возможностями.
  Комплексную реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии осуществляет республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в г. Саяногорске со стационарным отделением на 120 мест, созданный в 1995 году.
  Центр оказывает помощь детям, имеющим психоневрологические заболевания и различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, а также детям с различной соматической патологией.
  За годы существования центра реабилитационную помощь в нем получили около 6 тысяч детей, в том числе более 2 тысяч детей-инвалидов из всех городов и районов республики.
  Специалисты этого учреждения используют не только широко известные, зарекомендовавшие себя технологии, но и внедряют новые, еще не вошедшие в повсеместную практику. Например, использование сенсорной комнаты, метода биологической обратной связи, динамической проприоцептивной коррекции (костюмы «Адели» и «Гравистат»), тренажера Гросса, занятий в бассейне и других.
  Коллектив центра постоянно ведет поиск новых форм работы, способствующих оказанию помощи как можно большему количеству детей и дающих возможность максимально приблизиться к каждой семье, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в последние 2 года все большее количество детей проходят курсы реабилитации вместе с мамой, в основном это дети раннего возраста (2-3­4 летние), а также дети с тяжелой патологией. Ведь не секрет, что родители ребенка- инвалида настолько раздавлены своим горем, что в этом состоянии не могут оказать действенную помощь своим детям.
  Первоочередная задача специалистов — вывести их из этого состояния. Многие родители не проводят дома никаких занятий, направленных на развитие ребенка не потому, что не хотят ему помочь, а потому, что не знают, с чего начать, как и что делать. Конечно, идеалом является самая ранняя помощь, реабилитация ребенка и родителей, начатая буквально с момента рождения. К сожалению, в республике в структуре учреждений здравоохранения отсутствуют реабилитационные отделения для детей раннего возраста, поэтому, в некоторых случаях помощь в условиях центра не всегда приносят не плохие результаты, затягиваются сроки реабилитации.
  В связи с тем, что оздоровление детей-инвалидов в российских здравницах вместе с мамой представляет значительные трудности, реабилитация и оздоровление семей с детьми-инвалидами уже в течение 3-х лет осуществляется на базе еще одного республиканского учреждения — реабилитационно-оздоровительного центра для ветеранов, инвалидов и семей с детьми в г. Черногорске. За это время в этом учреждении оздоровлено более 250 семей с детьми-инвалидами. Для многих семей - это первый в жизни выход из четырех стен, за которыми прочно поселилась безысходность и страх за судьбу ребенка, это возможность сделать паузу в потоке обыденности и может быть, возможность изменить весь уклад жизни семьи.
  В структуре этого учреждения функционирует кризисный центр для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты которого оказывают экстренную медицинскую, психологическую, юридическую помощь.
  Для детей-инвалидов с наиболее тяжелыми формами заболеваний нервной системы и врожденной патологией в республике создано два интернатных учреждения, в которых находятся на полном государственном обеспечении 130 детей, из них 79 детей — сироты. В 2000 — 2001 годах за счет увеличения финансирования этих учреждений значительно улучшены условия жизни воспитанников, в основном это средства Пенсионного фонда, а также средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Дети инвалиды». Для Бельтирского дома-интерната для умственно-отсталых детей в 2000-2001 годах получено мягкое модульное оборудование для развития двигательной активности детей, швейное и слесарное оборудование для лечебно-трудовых мастерских, а также в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30.05.2001 г. в целях обеспечения социальной поддержки инвалидов этому учреждению перечислено 460 тысяч рублей для приобретения медицинского и реабилитационного оборудования, что позволит усилить медицинские и реабилитационные направления работы.
  В настоящее время в этих учреждениях невозможно осуществлять медико­социальную реабилитацию детей в полном объеме, так как существующие нормативные документы (типовая структура учреждений, типовые штаты и др.) не пересматривались десятилетиями. Остается надеяться, что в ближайшее время будет изменена и реализована новая концепция деятельности интернатных учреждений, на их базе будут созданы реабилитационные центры, разработаны новые формы устройства детей-инвалидов в интернатные учреждения, значительно расширены штаты, что позволит создать условия для предотвращения попадания детей в дома-интернаты на постоянное проживание, а также обеспечить в полном объеме социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, воспитывающимся как в семьях, так и в государственных учреждениях.
  Имеющиеся республиканские детские интернатные учреждения расположены в приспособленных помещениях, коечный фонд их недостаточен для помещения на проживание и реабилитацию всех нуждающихся детей, а тем более внедрение новых форм устройства детей-инвалидов. Необходимо как можно скорее завершить строительство республиканского дома-интерната на 292 места, начатого в 1995 году. Сумма капиталовложений за эти года составляла 17,3 млн. рублей, - это менее 20% от сметной стоимости учреждения.
  Координация деятельности учреждений для детей-инвалидов в системе социальной защиты населения, здравоохранения и образования по оказанию реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями осуществляется через республиканскую целевую программу «Дети — инвалиды». К сожалению, из-за недостаточного финансирования не все мероприятия программы выполнены. Практически не финансировались мероприятия по профилактике детской инвалидности.
  Несмотря на то, что в республике осуществляются меры поддержки семей с детьми-инвалидами, развивается сеть учреждений социального обслуживания, растет спектр и повышается качество предоставляемых услуг, решение проблем оказания эффективной государственной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами требует консолидации усилий всего общества на федеральном, региональном и местном уровнях.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что является целью деятельности Саратовского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями?
  2. Какова структура центра?
  3. Опишите деятельность отделений центра.
  4. Какие методы медицинской реабилитации применяются?
  5. Основные задачи и направления работы психолого-педагогического отдела?
  6. Каковы основные формы обслуживания детей?
  7. Охарактеризуйте значение летнего реабилитационного лагеря «Лесной»?
  8. Опишите спортивную работу.
  9. С какой целью организован Новосибирский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями?
  10. Назовите задачи и структурные подразделения Новосибирского реабилитационного центра.
  11. Опишите направления работы с родителями в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями в г. Химки.
  12. Какие задачи решает детский дом-интернат для детей-инвалидов (Красноярский край)?
  13. Раскройте цель центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» (г. Москва).
  14. Приведите основные аспекты концепции реабилитационной работы с детьми, больными эпилепсией.
  15. Основные задачи центра реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Волхов.
  16. Опишите опыт деятельности центра помощи детям-инвалидам в Челябинске.
  17. Деятельность учреждений для детей с ограниченными возможностями в Республике Хакасия.
  18. В чем Вы находите сходство и различие в деятельности рассмотренных учреждений?
  19. Как решается проблема социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Вашей местности?


 
© www.txtb.ru