Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1.1.3. Вклад российской науки в создание геронтологии

  Вклад российской науки в создание геронтологии во всех учебниках мира связывается с выдающимися трудами научных школ С.П.Боткина, А. А. Богомольца, И.И. Павлова.
  С.П.Боткину и его ученикам принадлежит разработка первой программы изучения долголетия. Они организовали и провели массовое обследование престарелых, живущих в богадельнях Петербурга в 1889 году. Ученый и врач Боткин выдвинул идею о разграничении старости на физиологическую и патологическую (преждевременную), то есть о возможности дожития, при определенных внешних условиях и образе жизни, до видового предела — 100 или более лет.
  С именем А.А.Богомольца связана разработка программы профилактики преждевременного старения.
  Неоценимо значение работ школы И.П.Павлова в развитии исследований возрастных изменений, создание ученым и его учениками современных представлений о высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма.
  В 30-х годах нашего столетия геронтология разделилась на ряд научно­исследовательских отраслей: человека, животных, растений, обособились в качестве самостоятельных наук молекулярная и биохимическая, экологическая и эволюционная геронтологии.
  Одновременно произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, а самой науки — на теоретическую и прикладную геронтологию. Но основная масса исследований и публикаций была посвящена биологическим проблемам старения и старости.
  Рост продолжительности жизни и вместе с ним численности людей пожилого возраста после второй мировой войны во всех развитых странах заставили обратить внимание общества на положение престарелых, их нужды и проблемы социальной защищенности. Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков вызвало появление новой отрасли геронтологического знания — социальной геронтологии. При развитии этого направления на первый план вышли разработки социологических, социальнопсихологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологические подходы к решению собственных проблем.
  Социальная геронтология переросла рамки узкоакадемических исследований, приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Она преподается более чем в 800 университетах и колледжах США. В России преподавание этой дисциплины включено в учебные планы подготовки медицинских и социальных работников.
  Примечательно, что в России социально-геронтологические исследования намного опередили вхождение в научный обиход самого названия этой отрасли. В работах А.А.Богомольца по проблемам продолжительности жизни медицинские проблемы разрабатывались наряду с социальными. Богомолец давал аргументированные рекомендации о поведении людей, об их взаимоотношениях, способствующих продлению жизни. Если в США и других западных странах сторонниками самостоятельности социальной геронтологии как науки были социологи, то в России этим занимались гигиенисты; среди которых одним из первых был З.Г.Френкель.
  В работе «Удлинение жизни и деятельная старость» (1949) он обосновал идею, которую затем развивал в других своих работах, о необходимости посильного труда для пожилых людей. Он считал, что одним из самых главных условий поддержания ритма во всей жизни человека является его общее состояние, которое во многом определяется сознанием и направленностью твердой воли человека. Академик и сам следовал своим рекомендациям, прожив более ста лет и работая до последнего дня.
  Еще двести лет назад, задолго до появления самого слова геронтология, в России была издана книга с весьма примечательным названием «О продлении человеческой жизни. Как достигать здоровой, веселой и глубокой старости». Ее автор П. Енгалычев на уровне своего времени давал советы о ряде гигиенических требований, диете, своевременном лечении и об использовании «лечебной силы природы». И сегодня, когда изучение процессов старения углубилось до молекулярного и клеточного уровня, проблема «веселой старости» еще более актуальна.
  Академик Д. Ф.Чеботарев, выдающийся современный геронтолог, считает, что, в распространенной формуле, определяющей конечные цели геронтологи: «Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам» — воплощены и тактические, и стратегические задачи этой науки, объединены и медицинские и социальные проблемы старения. Чеботарев пишет: «Тактические задачи — борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освоение тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной средней и видовой продолжительностью жизни (между 70 и 100 годами), сохранение практического здоровья во весь период так называемого третьего возраста.
  Стратегические задачи — продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни человека».


 
© www.txtb.ru