|
Развёрнутое рекламно-техническое описание
Учебное пособие «Социальная геронтология» состоит из 13 тем, которые можно условно разделить на четыре блока ( модуля ). Каждый модуль делится на главы, а те, в свою очередь, на параграфы. Первый модуль включает в себя четыре главы. В первой главе раскрывается понятие социальной геронтологии как комплексной науки, развивающейся на основе междисциплинарных исследований, говорится об истоках развития геронтологии, поисках «элексира жизни», начиная с мифов Древней Греции и заканчивая сегодняшним днём, описываются различные способы омоложения организма. Здесь же рассказывается о вкладе российской науки в создание геронтологии. Во второй главе первого модуля рассматривается такая проблема, как демографическое старение населения, описываются возрастные периоды жизни человека, методы оценки демографической структуры населения. В третьей главе первого модуля говорится о таких показателях, как «средняя продолжительность предстоящей жизни» и «индекс развития человечества», описывается демографическая ситуация в истории России, рекорды долголетия. Четвёртая глава первого модуля посвящена проблеме старости и власти. В ней рассматриваются несколько видов старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная, приводятся исторические примеры геронтократии. Второй модуль включает в себя три главы. В первой главе раскрываются психологические проблемы, связанные со старостью, с изменением социального статуса пожилого человека, описываются этапы психологического старения, пять типов приспособления к старости. Во второй главе второго модуля говорится о пожилом человеке и его ближайшем окружении - его семье, раскрываются проблемы взаимоотношений возрастных групп. Здесь также затрагиваются проблемы насилия над пожилыми людьми и злоупотребления ими алкоголя. Третья глава второго модуля посвящена проблеме стресса и фрустрации в пожилом и старческом возрасте. В ней рассказывается в общем о стрессе, как о проблеме ХХ века, вводятся такие понятия, как стресс, дистресс и фрустрация, а также описывается влияние стресса на лиц пожилого и старческого возраста. Третий модуль состоит из двух глав. В первой главе третьего модуля рассматриваются наиболее часто встречающиеся соматические заболевания пожилого и старческого возраста: сердечно-сосудистые, заболевания бронхо-лёгочной системы, мочевыводящей системы, опухоли, сахарный диабет. Здесь также раскрываются такие понятия, как фундаментальная геронтология, гериатрия, геропротекция, паспортный и биологический возраст человека. Вторая глава третьего модуля описывает психические расстройства позднего возраста, в частности предстарческие психозы и старческое слабоумие. Здесь также говорится об основных синдромах, встречающихся в пожилом возрасте, требующих принятия срочных мер. Четвёртый модуль освящает проблемы организации медико-социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста, он состоит из четырёх глав. В первой главе четвёртого модуля говорится об общем состоянии проблемы помощи пожилым в современном обществе: новые принципы международной политики, демографический кризис и кризис здравоохранения, профилактика старения, как новое направление медицины ХХІ века. Во второй главе четвёртого модуля рассказывается о медико-социальной работе с лицами пожилого и старческого возраста и об этических проблемах ухода за пожилыми и старыми людьми. В третьей главе четвёртого модуля описываются формы медико-социальной помощи пожилым: геронтологические, гериатрические и геропрофилактические центры. Четвёртая глава четвёртого модуля рассказывает об опыте медико-социальной работы с пожилыми людьми в зарубежных странах: Швеции, Великобритании, Франции, Германии, США, Японии и др. Учебное пособие «Социальная геронтология» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования. Данное учебное пособие даёт студенту представление о социальной геронтологии как о науки и учебной дисциплине, а также формирует представление о месте социальной геронтологии в современном обществе, о её взаимосвязи с другими общественными системами. Целью этого пособия является формирование у студента чуткого, внимательного, гуманного отношения к человеку, нуждающемуся в социальной защите, творческого мышления в решении социальных проблем, использования знаний по социальной геронтологии в социальной работе.
|
|