|
§ 1.4.1. Несколько видов старости
Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор пришел к выводу, что расцвет человеческих сил совпадает с его сорокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достигает вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст «акмэ». С тех пор утекло немало воды, написаны миллионы, а может быть больше книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авторы называют различные сроки окончания «акмэ», времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям. Время, когда следует «помахать шляпой и откланяться», зависит от времени наступления старости. Но, как известно, геронтологи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической — состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической — самоощущением человека своего места в возрастной структуре. Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, и от нее в наибольшей степени зависит время, когда можно «отдохнуть от ратных дел». Но социальная старость не есть совокупность прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний, то есть разных видов старости, она — нечто большее. Представление о социальной старости сообразуется, прежде всего, с возрастом самого общества в целом. Обществом, в котором пожилых людей больше, чем детей и молодежи — «седым обществом». Понятно, что чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступление социальной старости регулируется не только демографическим старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей. Это — уровни здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства. Социальная старость есть определенный момент социальной жизни. Если физиологическая жизнь имеет две четкие даты: рождение и смерть, то для социальной жизни нет четко фиксируемых начала и окончания. Социальная жизнь начинается со времени становления человека личностью, то есть ответственным и сознательным субъектом (деятелем) социальной жизни, а её окончание — с утратой этих качеств. Окончание социальной жизни может совпадать, а может и не совпадать (закончиться раньше) с физиологической смертью. И сама социальная старость не совпадает по времени с физической старостью. Известно множество примеров и среди исключительных, и среди рядовых людей, которые, несмотря на физическую слабость или даже немощность, продолжают оставаться личностями и ведут активную социальную жизнь. К сожалению, могут быть приведены и противоположные примеры людей, задолго до утраты физических сил переставших быть личностями и ведущих лишь биологический образ жизни. Между сроками начала жизни и наступления старости существует прямая связь, это характерно и для высшего вида жизни — социальной. Высокоразвитое производство предполагает постоянное повышение образовательного уровня населения и, следовательно, более позднее вступление в самостоятельную жизнь, отсроченное временем получения необходимого образования. В начале нашего века и вплоть до 30-х годов половина населения Россия была неграмотной и вместе с этим периоды зрелости и старости начинались в более ранние сроки.
|
|