Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



9.9. Русская культура первой половины XIX в.

  Культуру первой половины XIX в. называют «золотым веком», так как своими достижениями российская культура этого периода обогатила мировую. Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. С одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, то есть большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, например: философии и литературы, литературы, живописи и музыки. Важнейшей особенностью культуры России в первой половине XIX в. является начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в том числе из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев. Демократизация культуры проявлялась в изменении тематики произведений литературы, музыки, живописи: примерно с 30-40-х гг. XIX в. начинает сильнее звучать тема простого народа, положение и судьбы «бедных людей».
  Просвещение, система образования
  К началу XIX в. в России был только один университет - Московский. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых был основан университет. Университеты имели 4 отделения (факультета): нравственных и политических наук (правоведение, политическая экономия, философия и богословие), словесное (филология, история, статистика, география), физико-математическое и медицинское. При университетах учреждались педагогические институты для подготовки учителей, а также пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование. Среди университетского студенчества значителен был удельный вес разночинцев. Это отчасти объясняется тем, что дворяне предпочитали отдавать своих детей в военные учебные заведения.
  В первой половине XIX в. расширилась сеть профессионально-технических учебных заведений. В начале 30-х гг. в Петербурге были основаны Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая академия и несколько средних коммерческих училищ, Земледельческая школа, Техническое училище, Строгановское училище, в котором готовили художников.
  Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на всей территории России действовало только 24 гимназии.
  Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. В государственной и удельной деревне грамотных среди крестьян насчитывалось не более 5-7%, в помещичьей деревне - около 1%. Уровень образованности состоятельных слоев населения оставался также невысоким. Купцы и мещане чаще всего проходили домашнее обучение - обычно у дьячка или приказчика, основными «учебными пособиями» которых были псалтырь и часослов, а целью обучения - научить читать, писать и считать. Невысок был уровень образования и у мелкого провинциального дворянства. Лишь незначительная часть дворян заканчивала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса. Большинство довольствовались домашним обучением, весьма различным по своему уровню.
  Развитие науки
  В первой половине XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Наука развивалась не только в стенах Академии наук. Важнейшими научными центрами являлись университеты. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский создал новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый - Н.Н. Зинин. Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности.
  В области физики важные открытия сделали В.В. Петров и Б.С. Якоби. В.В. Петров исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов. Б.С. Якоби провел исследования в области электрических машин, телеграфа, электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.
  В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном В. Я. Струве. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
  Широкой русской общественности имя хирурга Н.И. Пирогова стало известно в связи его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Еще в 1847 г. в Академии наук он сделал сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. В Севастополе тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.
  Первая половина XIX в. - время становления отечественной исторической науки. Крупное культурное и политическое значение имела 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1803 г. Карамзин получил официальную должность историографа, что давало ему право доступа к государственным архивам. Первые 8 томов этого труда вышли в 1816-1817 гг.; в 1821-1824 гг. появились 9-11 тома; последний 12-й том, обрывающийся на 1611 г., был издан в 1829 г. Исторический труд Карамзина, прозванного «Колумбом российской истории», создан на основе богатых и разнообразных источников, многочисленных трудов античных и средневековых авторов. Особенно ценны обширные документальные приложения, имеющие большое научное значение, поскольку многие оригиналы публиковавшихся Карамзиным документов не сохранились.
  Изучение всеобщей истории в первой половине XIX в. представлено трудами профессоров Московского университета - медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О. М. Бодянского.
  Географическая наука и путешествия
  По инициативе и при участии Академии наук в начале XIX в. были организованы многочисленные научные экспедиции, результатами которых явились важные географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах, проведение географических, биологических и этнографических исследований в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Алтае.
  В 1803-1806 гг. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн осуществили первое русское кругосветное плавание, во время которого было открыто много новых островов в Тихом и Ледовитом океанах, собраны ценные научные коллекции.
  В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида и множество островов нанесены на карту.
  В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головиным обследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой страны.
  Центром географических исследований стало учрежденное в 1845 г. Русское географическое общество, которое организовало ряд научных экспедиций, проводило этнографические исследования России и сопредельных стран и народов, имело свой научный журнал и издало много ценных географических, этнографических и статистических сборников.
  Литература
  Ведущей областью культуры в XIX в. становится литература. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных идейно-эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму, а потом реализму.
  Сентиментализм (от франц. «чувство») в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII-XIX вв. Представители этого направления объявляли главным в человеческой природе не разум, а чувство. Путь к идеальной личности приверженцы этого течения искали в высвобождении и совершенствовании «естественных» человеческих чувств. Произведениям литературы сентиментального жанра присущ особый интерес к чувствам и переживаниям простого человека, особенно из средних сословий. Наиболее видным представителем сентиментализма в русской литературе был Н.М. Карамзин.
  Романтизм - направление в литературе в первой половине XIX в., представители которого попытались противопоставить практицизму современной им действительности и нивелированию (сглаживанию различий) личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенствования и обновления. Представители данного направления утверждали неповторимость человеческой личности, самоценность ее духовной жизни. Но изображение сильных страстей, одухотворенность и целительность природы соседствует в романтизме с пессимистическими мотивами «мировой скорби» и «мирового зла», выражая острый разлад между мечтой, идеалом и действительностью. Выдающимся представителем романтизма в русской литературе был поэт В.А. Жуковский. Дань романтизму отдали в своих ранних произведениях А. С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
  В 30-40-х гг. XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Для представителей реализма характерно стремление раскрыть причины явлений, изобразить типичный характер в типичных обстоятельствах. Становление реализма в русской литературе связано с именами А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), Н. В. Гоголя («Шинель»).
  Живопись
  В первой половине XIX в. в русской живописи происходил отход от академизма (так назывался классицизм в живописи), оплотом которого была императорская Академия художеств. Для академизма характерны библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. Видным представителем академической школы в русской живописи первой половины XIX в. был Ф.А. Бруни. Его картина «Медный змий», над которой он работал в течение 15 лет, изображала библейскую сцену - наказание евреев, возроптавших во время скитаний после египетского плена на бога, за что бог наслал на них мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.
  К академической школе принадлежал и выдающийся русский художник К.П. Брюллов. Написанное им грандиозное полотно «Последний день Помпеи» явилось выдающимся событием в русском изобразительном искусстве того времени. Брюллов передал достоинство, гуманизм и величие людей в условиях природной катастрофы. Для данной картины характерны романтические элементы. Брюллов написал также много портретов своих современников. В живописи этого жанра он шел от парадного к реалистическому, глубоко психологическому портрету. Замечательным образцом реалистической живописи портретного жанра является «Автопортрет» Брюллова.
  Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А.А. Иванова. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Спасителя. Фигура Христа дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Это полотно задумывалось в академическом стиле, однако ему присущи элементы романтизма.
  Новые тенденции в русской живописи развивались вне Академии художеств. Сын купца A. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян-тружеников. В трактовке бытовых сюжетов у Венецианова ощущается влияние сентиментализма и идеализация деревенской жизни. Таковы его известные картины «Гумно», «На пашне», «На жатве», портретная галерея крестьян.
  Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были О.А. Кипренский и B. А. Тропинин. Кипренский долго жил в Италии. Лучшие портреты были им написаны в начале XIX в. В портретном искусстве Кипренского видно влияние романтической школы. Художник искал в человеке возвышенное начало, передавал в портрете сложный внутренний мир настроений и переживаний человека. Хорошо известен его портрет А.С. Пушкина. В.А. Тропинин был сыном крепостного крестьянина, сам он получил свободу лишь в 45-летнем возрасте. Для портретного творчества Тропинина характерны высочайшее мастерство и непосредственность изображения, связь изображенного на полотне человека с той обстановкой, которая его окружает. Он любил показывать человека за его любимым занятием. Таковы его жанровые портреты: «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейки».
  В реалистической манере писал П.А. Федотов. В жанровых произведениях он высмеивал пороки русского общества: тупость чиновничества, армейский быт офицерства, спесь и цинизм дворянства. Большинство его картин носят комедийно-сатирический характер («Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора»).
  Архитектура
  В архитектуре прочные позиции занимал классицизм, господство которого продолжалось до 40х гг. XIX в. Он утвердился в конце XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир, получивший широкое распространение в начале XIX в. Ампир (от франц. «империя») - стиль в архитектуре и декоративном искусстве, опиравшийся на художественное наследие императорского Рима, использовавший массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор с военными эмблемами и орнаментом. Ампир служил воплощению идей величия государственной власти и воинской силы. Постройки в данном стиле характеризуются выверенностью пропорций. Для архитектурной композиции характерна симметрия, подчеркивание центра. В центре здания обычно располагался парадный вход, оформленный в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены - желтыми.
  В первой половине XIX в. велась интенсивная застройка Петербурга и Москвы. В Петербурге по проекту архитектора А.Д. Захарова было возведено здание Адмиралтейства. В громадном сооружении архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом, который стал символом Петербурга. Центральная улица Петербурга - Невский проспект - приобрела вид цельного ансамбля с возведением в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора. Автор проекта, А.Н. Воронихин, был сыном крепостного крестьянина. Проектируя Казанский собор, он взял за образец собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. Использовав мотивы этого творения, он создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед собором, с двух сторон опоясанная колоннадой, стала одним из центров общественной жизни города.
  Отстраивается Москва, пострадавшая в результате пожара 1812 г. О.И. Бове возводит здания Большого и Малого театров, Триумфальную арку в память победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади. Д. Жилярди заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет.
  30-50-е гг. знаменуют упадок русского классицизма в архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического русско-византийского стиля был К.А. Тон, по проекту которого были возведены храм Христа Спасителя, Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в творчестве французского архитектора О. Монферрана. По его проекту было построено здание Исаакиевского собора в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов и другие. По проекту Монферрана была воздвигнута и 47-метровая колонна на Дворцовой площади - памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы в Отечественной войне.
  Театр и музыка
  В истории русского театра также происходила смена различных идейно-эстетических направлений. Долгое время на русской сцене господствовали каноны классицизма, с его внешней парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных мифологических сюжетов. Но уже в 2030-е гг. XIX в. классицизм в театре был оттеснен романтической школой, для которой характерна героико-трагедийная тематика, а в исполнительской деятельности актеров обращалось внимание на внутренние переживания героя. Яркие драматические образы были созданы актером Малого театра, сыном крепостного, П. С. Мочаловым. Исполнительскую манеру Мочалова отличала бурная эмоциональность и экспрессия. Выдающимся актером, игравшим на сцене Малого театра, был сын крепостного М.С. Щепкин. Щепкина в кругах III отделения считали политически неблагонадежным за то, что своей игрой, раскрывая косность, продажность и лихоимство бюрократии, он подрывал престиж николаевской системы.
  С именем М.И. Глинки связано возникновение русской национальной музыки. Важным событием русской оперной сцены была постановка его оперы «Жизнь за царя», в которой Глинка прославил простого крестьянина Ивана Сусанина. Вторая опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» написана по одноименной поэме А.С. Пушкина. Оперные творения Глинки отличаются яркостью музыкальных красок, легкостью техники и классической простотой. Композитору принадлежит и ряд замечательных романсов, самый известный из которых был написан на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье... »
  Другим известным композитором первой половины ХК в. был А.С. Даргомыжский. Им была написана опера на сюжет пушкинской «Русалки». Эта опера явилась образцом народно-бытовой музыкальной драмы. Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но Даргомыжский умел передать душевное состояние своих героев взволнованной музыкальной речью.
  Изменения в быту
  Новые явления в социально-экономическом развитии России в первой половине ХК в. оказывали свое влияние и на изменения в быту. Наиболее заметными были изменения в жизни населения города и крупных торгово-промышленных поселений. Менее всего новые веяния в быту затронули глухую провинцию, с господствующим патриархально-бытовым укладом.
  С ростом торгово-промышленной деятельности заметно менялся облик русского города, его демография и социальная структура. Основную массу его жителей представлял уже мастеровой, большей частью пришлый из деревни рабочий люд. Так, к середине ХК в. больше половины жителей Москвы и Петербурга составляли крестьяне, пришедшие на заработки, вследствие чего мужское население этих городов в полтора раза превышало женское. Менялся внешний облик крупных городов: они застраивались многоэтажными доходными домами, фабричными корпусами и рабочими казармами. Рабочие крупных городов ютились в переполненных казармах, подвалах, бараках и «в тех самых фабриках и заведениях, где работает», - отмечалось в обследованиях жилищных условий рабочих.
  Как указывалось в обследовании быта рабочих Петербурга за 40-е гг., на фабриках или в мастерских «или огораживается для кроватей какой-нибудь темный, душный угол, или рабочие спят на полу и верстаках, даже на столах... Обыкновенно подстилкой служит дрянной тонкий войлок или еще чаще простая рогожа, часто даже не бывает и вовсе всякой подстилки: спят прямо на досках».
  Мелкие провинциальные, преимущественно уездные города, с числом жителей не более 5 тыс. человек (они составляли более 80% городских поселений), в большинстве своем мало чем отличались от больших сел по своему внешнему виду и по занятиям жителей.
  Верхи привилегированных сословий проживали обыкновенно в Москве, Петербурге и других крупных городах. Среди столичного дворянства и верхов нарождающейся буржуазии широко распространялись новейшие европейские моды в одежде, интерьере жилищ, самом образе жизни. Новые веяния проникали и в среду богатого провинциального дворянства, но мало затронули мелкопоместных владельцев, которые не имели средств «следить за модой», живя за счет небольших доходов со своих поместий или на скудное чиновничье и армейское жалование. В купечестве и духовенстве больше было приверженности к старому, традиционному быту.
  Хозяйственно-бытовой уклад жизни основной массы крестьянства не претерпел существенных изменений. Еще были крепки патриархальные устои крестьянской семьи, всячески поддерживаемые общиной, помещиком и государством. От воли отца или старшего в семье всецело зависели заключения браков их детей, отпуск на заработки. Современников поражала крайняя бедность русских деревень: убогие избы под соломой, часто топящиеся по-черному, скудость внутреннего убранства: деревянные некрашеные столы, лавки и полати, скудная утварь - деревянная и глиняная посуда, домотканая одежда, традиционные лапти.
  Уровень медицинской помощи на селе был крайне низок. По всей России к середине ХК в. насчитывалось не более 10 тыс. лиц медицинского персонала. Почти все они сосредотачивались в городах. Крестьяне, как правило, лечились «домашними средствами» либо прибегали к услугам знахарок и костоправов. Особенно тяжело приходилось в деревне детям и женщинам с грудными детьми. Беременная женщина выполняла тяжелые физические работы практически до самого момента родов. Часто случалось, как свидетельствуют современники, крестьянка рожала в поле или на покосе. От непосильного физического труда в страдную летнюю пору у кормящей матери часто пропадало молоко. Его заменял «рожок» - тряпица с жеваным ржаным хлебом. Тяжелый изнурительный труд, начиная с детского возраста, плохое питание и неудовлетворительное состояние врачебного дела приводили к необычайно высокой детской смертности: более половины из числа родившихся детей умирало, не дожив до пяти лет. Только благодаря высокой рождаемости на селе обеспечивался прирост населения.
  Несмотря на тяжелые материально-бытовые условия, новшества проникали и в деревню, в первую очередь - в деревню центрально-промышленных губерний. Здесь курные избы почти повсеместно были заменены белыми, более разнообразным стало внутреннее убранство в избах: в богатых крестьянских домах появились стулья, комоды, зеркала, стенные часы, лубочные картинки. В домах некоторых зажиточных крестьян появились значительные по тому времени библиотеки. Крестьяне выписывали газеты и «толстые» журналы, а некоторые и сами писали статьи в журналы.


 
© www.txtb.ru