Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.6. Культура России середины и второй половины XVIII в.

  Российское просветительство
  Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII в. пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры, - наука, театр, распространение образования, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения. Решающую роль в осуществлении своих идеалов большинство просветителей Франции, как и их последователи в России, отводили просвещенному монарху, способному при помощи законов создать новое общество, члены которого в отношениях друг с другом будут руководствоваться гуманными соображениями.
  Идея медленного, эволюционного развития является общей для всех просветителей. Вместе с тем среди просветителей существовали различия во взглядах, касавшиеся прежде всего последовательности мер, направленных на обретение свободы. Одни из них, составлявшие умеренное крыло, предоставление крестьянам свободы связывали с распространением среди них просвещения. Другое направление, радикальное, считало, что сначала надо предоставить крестьянам свободу, а после этого заняться их просвещением.
  В период правления Екатерины II развернулась общественная деятельность русского просветителя Николай Иванович Новикова. В 1768-1775 гг. он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». В них Новиков показывал невежество, чванство дворян-крепостников, причем от критики личностей и отдельных пороков он перешел к обличению всей системы крепостных порядков. Одной из сторон деятельности Новикова было книгоиздательство, в частности публикация словарей, справочников по русской литературе, издание детских, женских, экономических журналов. При его участии в Москве было открыто 20 книжных лавок. С именем Новикова было связано и распространение масонских взглядов в России.
  Масонство (франц. «вольный каменщик») - религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII в. в Великобритании. Название, организация (деление на ложи), традиции, ритуал - все это масонство заимствовало от средневековых цехов строителей-каменщиков, а отчасти - от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились к созданию тайной всемирной организации с целью мирного объединения всего человечества в религиозном братском союзе.
  Существовала определенная традиция, которая приписывала введение масонства в России Петру I: ведь именно Петр являлся инициатором всех нововведений в стране. Считалось, что именно Петр I был принят в масонство самим Кристофером Вренаном, основателем английского масонства. Наиболее достоверные сведения о возникновении первой ложи относятся к 1713 г., когда гроссмейстер лондонской Великой ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филиппса провинциальным гроссмейстером России. Ложа была открыта в Москве, но сохранялась в большой тайне. Масонство продолжало распространяться и при Петре III, и при Екатерине II. Сама императрица не увлекалась новым течением, так как в нем было много мистики, однако на первом этапе своего царствования не мешала своим подданным интересоваться модным учением.
  Масонство включало в себя и рационалистическое течение (так называемая английская система), и реакционно-мистическое розенкрейцерство (система ордена Золоторозового креста). Масонские ложи, и в первую очередь розенкрейцерство, рассматривали и решали все проблемы на религиозной, а чаще всего на мистической основе. Внимание масонов привлекали поиски и разгадка «тайн о божестве, природе, человеке», осуществляемые путем мистики и магии, алхимии, астрономии. Проповедуя нравственное самосовершенствование, гуманность, филантропию, масонство замыкалось в небольшом тесном кругу, в «тайне». Вольнодумству и безбожию масонство противопоставляло безоговорочное повиновение государям и господам. Масонство крайне враждебно относилось к крестьянским волнениям, восстаниям, буржуазным революциям. Однако нравственная философия масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение и «деятельное человеколюбие» - общественную благотворительность, привлекла в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, деятелей русской культуры и общественной мысли.
  В 1775 г. масоном становится Новиков, вместе с директором придворного театра писателем И.П. Елагиным он создает в Москве тайную малочисленную ложу «Гармония», которую берет под свое покровительство немецкий масонский орден. Просветительская деятельность Новикова, его обличительные журналы, слухи, что в его типографии печатаются книги, имеющие опасное направление, сведения, что Павел, которого Екатерина II не хотела видеть на российском престоле, вступил в масонскую ложу, и причастность к этому Новикова подтолкнули императрицу к решительным действиям. Журналы и типографии были закрыты, конфисковано 18 тыс. книг просветительского и мистического характера. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет, остальные руководители масонских лож вынуждены были прекратить свою деятельность на неопределенное время.
  Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Выходец из состоятельной помещичьей семьи, он получил домашнее образование, а затем продолжил учебу в Лейпцигском университете, где познакомился с произведениями Вольтера, Гельвеция, Руссо. Возвратясь в Москву, он служил в Сенате, Камер-коллегии, таможне. Его взгляды формировались в обстановке восстания Пугачева. Занимая пост военного прокурора, Радищев в годы восстания познакомился с делами беглых рекрутов, где, как в зеркале, отразились порядки крепостной России. Положение крестьян, идеи просветителей, события 1789 г. во Франции подвели Радищева к мысли о необходимости крестьянской революции в России. Впервые это прозвучало в оде «Вольность».
  Самым значительным произведением Радищева явилось «Путешествие из Петербурга в Москву», появившееся в мае 1790 г. Автор впервые нарисовал реальную картину жизни крепостных. Размышляя об освобождении крестьян сверху, волей «просвещенного монарха», он разуверился в возможности мирного их освобождения. Радищев выдвинул идею уничтожения рабства и наделения крестьян землей в результате народного восстания.
  Идеальным общественным устройством Радищев считал республику с равными правами для всех граждан, с доступностью образования. «Бунтовщик хуже Пугачева» - так оценила Радищева Екатерина II. По ее приказу за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» автор был арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири. Освобожденный Павлом I, он был отправлен в деревню, но его книга более 100 лет находилась под цензурным запретом и распространялась только в рукописных списках. Видя тщетность попыток что-либо изменить в России и не желая отказываться от своих убеждений, 11 сентября 1802 г. он покончил с собой. Его последними словами были: «Потомство за меня отомстит».
  Развитие образования и науки
  В развитии образования в России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
  Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова Московского университета. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным. М.В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. До начала XK в. там не преподавалось богословие. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, публичные лекции его профессоров.
  Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю, географию, геометрию, механику, физику и т. д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия - 288 школ с 22220 учениками.
  Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, из которых, впрочем, крепостные крестьяне исключались, увеличивалось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворян являлись благородные пансионы.
  Появление новых учебных заведений связано с деятельностью И.И. Бецкого, разделявшего идеи просветителей, которые он пытался претворить в жизнь. Основой его педагогических воззрений была заимствованная у французских просветителей глубокая вера в то, что «корень всему злу и добру - воспитание». Отсюда вытекала практическая задача - воспитать новую породу людей, причем воспитание должно было вестись в полной изоляции от окружающей среды, в том числе и семьи, с тем чтобы учащиеся не подвергались дурному влиянию. В училища принимались дети не старше 5-6 лет, они должны были находиться там до 18-20 лет. Предполагалось, что воспитанные должным образом отцы и матери способны будут воспитывать в духе полученных навыков своих детей. Бецким было открыто училище при Академии художеств для мальчиков «всякого звания», кроме крепостных, реорганизованы сухопутный и морской кадетский корпуса, основан в Москве Воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидышей, а также Коммерческое училище для воспитания новой породы людей из купечества.
  Бецкой считал целесообразным организовать женское образование. Этот взгляд нашел воплощение в создании в 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной Института благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. В институте, помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.
  С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Как и во второй четверти XVIII в., основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр - Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773) и Российская академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Центром научной мысли и главным учебным заведением Левобережной Украины была Киевская академия - одно из старейших учебных заведений России.
  В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, а среди иностранных ученых - Л. Эйлер, вырастивший ученых из русских учеников. Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я. Румовский - основоположник отечественной астрономии.
  Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1768) был выдающимся ученым XVIII столетия, интересы и занятия которого охватывали различные области наук. Мировое признание получили труды Ломоносова по естественным наукам, учебник по металлургии, открытие закона сохранения материи и движения, учение о молекулярном движении, о природе электричества. Им были созданы многочисленные приборы по метеорологии, перископ, «ночезрительная труба». Один из первых Ломоносов стал читать лекции на русском языке, а в 1755 г. выпустил «Российскую грамматику», заложив основы современного русского языка. Ломоносов внес вклад и в историческую науку, став главой анти-норманнского направления.
  Значительный шаг вперед сделали гуманитарные науки: история, экономическая и правовая науки, языкознание и др. Вторая половина XVIII в. выдвинула ряд крупных историков - М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина и др.
  Перу Щербатова принадлежит «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г. Автор не владел необходимыми знаниями для написания такого сочинения, поэтому оно содержало много неточностей хронологического, географического и этнографического характера. Особое место в развитии русской исторической науки занимает Болтин, автор «Примечания на историю древния и нынешния Россия г. Леклерка». Французский медик Леклерк после 10-летнего пребывания в России, вернувшись на родину, написал сочинение, изобилующее клеветническими выпадами и вымыслами на Россию и русский народ. Болтин подверг «Историю» Леклерка подробному разбору, «чтобы уличить и устыдить наглого ее сочинителя». Труд Болтина обогатил отечественное источниковедение. Его призывы к критическому отношению к источнику, к точности в изложении фактов и описании событий не утратили значения и поныне.
  Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-х гг. развернулась деятельность великого русского изобретателя И. И. Ползунова, прославившегося изобретением в 1764-1765 гг. универсальной паровой машины, при помощи которой можно было приводить в действие любые заводские механизмы. Ползунову, таким образом, принадлежит честь первому открыть век пара — он это сделал на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт. Машина Ползунова была пущена через несколько дней после его смерти, в 1766 г.
  Другим крупным изобретателем этого периода был И.П. Кулибин, внесший огромный вклад в развитие технической мысли. Если изобретение Ползунова по распоряжению заводской администрации было уничтожено, то знаменитые часы «яичной фигуры» сохранились до наших дней. Кулибин в 1776 г. разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву длиной в 298 м. Проект остался неосуществленным. Творческая мысль Кулибина охватила разнообразные отрасли техники. Он разработал проект «самобеглой коляски», протезов для инвалидов, прожектора, лифта и т. д.
  Судьба изобретений, как и изобретателей, была одинаковой: оба закончили жизнь в нищете, а большинство их изобретений не получили применения и были забыты.
  Литература
  Литература второй половины XVIII в. представлена тремя направлениями. Первое из них - классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра.
  Другим направлением в русской литературе было едва начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Д.И. Фонвизин - автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля».
  Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени. Соответствуют требованиям классицизма имена действующих лиц: в фамилиях заложена их характеристика. Присущим стилю классицизма положительным персонажам присвоены фамилии Правдина и Стародума, а отрицательным героям — Простаков, Вральман, Кутейкин, Ско- тинин. Однако содержание комедий отходит от канонов классицизма: в них выведены не отвлеченные действующие лица, наделенные либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщенные характеры, порожденные крепостнической действительностью. В «Недоросле» представлена галерея действующих лиц, воспитанных в условиях крепостного рабства: дикая крепостница Простакова, находящийся под ее пятой супруг, наконец, лица, причастные к воспитанию Митрофанушки: гувернер Вральман, недоучившийся семинарист Кутейкин, солдат Цифиркин и др. Проблема воспитания, являвшаяся ведущей в системе воззрений просветителей, волновала и Фонвизина, считавшего, что корень зла - в воспитании.
  Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенность ее столь велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторые выражения комедии приобрели значение поговорок («Не хочу учиться, хочу жениться», «Убояся бездны премудрости» и др.).
  Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы.
  Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Тем самым затушевывались социальные противоречия эпохи и рабское положение крепостного крестьянина. Вместе с тем у сентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что и дворяне. Самым крупным представителем этого направления был Н.М. Карамзин (историк, автор «Истории государства Российского»), а самым значительным его сочинением - повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения завершаются трагедией: соблазненная Лиза кончает жизнь самоубийством.
  Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в был Г.Р. Державин. Его волновали и красота окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественнополитические проблемы. Все это он сумел выразить ярким слогом, в котором смело сочетал «высокий» и «низкий» стиль, радикально меняя язык русской поэзии.
  Развитие архитектуры. Барокко и классицизм
  Господствующим стилем в архитектуре первой половины и середины XVIII в. было барокко. Барокко (итал. «причудливый», «странный») - стиль, для которого характерны торжественность, монументальность построек, стремление к величию и пышности. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.
  Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, Андреевская церковь в Киеве.
  Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Классицизм (лат. «образцовый») - стиль, идеальным образцом которого стало античное искусство. В архитектуре ему присущи простота и ясность линий, подражание лучшим образцам античного зодчества, логичность планировки, органичное соединение городской застройки с элементами природы. Его отличает простота, четкое сочетание архитектурных членений, подчиненность второстепенных элементе главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинциях, жилые постройки в мелкопоместных усадьбах. Выдающимися представителями этого направления были В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.
  В. И. Баженов уже в годы пятилетнего обучения в Париже и Риме приобрел репутацию выдающегося зодчего, был избран академиком Флорентийской и Болонской академий, а Римская академия присудила ему звание профессора. Наиболее знаменитое творение Баженова - сооруженный в 17841786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся и в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается легкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлевский ансамбль. В Москве сохранилось еще несколько зданий Баженова. Проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге тоже был разработан Баженовым, но его строительство 1797-1800 гг. осуществлено архитектором В.Ф. Бренна.
  Трагически сложилась судьба крупных проектов Баженова. Он разработал грандиозный проект Кремлевского дворца, строительство которого вскоре после закладки (в 1775 г.) было прервано, вероятно, в связи с опустошением казны. Так же плачевно закончилось строительство другого детища Баженова - дворца в Подмосковной царской деревне Царицыно. Почти завершенный ансамбль, сооружению которого архитектор посвятил 9 лет, в 1785 г. по приказанию Екатерины разрушили. Это была месть императрицы за близость зодчего к Н. И. Новикову.
  Творений М.Ф. Казакова сохранилось значительно больше. Он создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы (1-я градская больница), здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства; сооружал Казаков и усадебные комплексы. К ним относится дом Губина, дом Демидовых; Казаков проектировал также строительство церквей, из которых наиболее известна церковь митрополита Филиппа в Москве.
  Творчество Е.И. Старова протекало преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Алек- сандро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец - архитектурный памятник величию России и ее победам в русско-турецкой войне.
  Развитие живописи XVIII в.
  Русская живопись во второй половине XVIII в. вступила в новый этап своего развития. Он характеризуется прежде всего совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей, полотен на сюжеты из отечественной истории, картин с бытовыми сюжетами.
  Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Одни художники, потакая вкусам и запросам именитых заказчиков, создавали напыщенные, изысканно величавые образы, часто сильно отличающиеся от оригиналов. Другие пытались показать личность, какой она была, передать правду образа, неповторимые черты человеческой индивидуальности.
  Ремесло художника не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян. Творческий путь большинства из них был сходен. Обучение живописи они начинали в Академии художеств, открытой широко образованным ревнителем распространения просвещения И.И. Шуваловым в 1757 г., затем совершенствовали свои навыки в Париже или Риме, после чего возвращались на родину.
  Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Ф.С. Рокотов положил начало новому этапу в изображении человеческой личности в живописи. Им выполнены парадные портреты Екатерины, ее сына Павла, вельмож, но не эти работы прославили художника. Мастерство его проявилось в небольших по размерам интимных портретах ничем не примечательных людей, так что до сих пор не удалось установить, кто изображен на некоторых из них. Художник предстает тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, — для него главным было отражение душевного состояния.
  Сын священника, Д.Г. Левицкий родился на Украине. Его отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с ее психологическим образом. Кисти Левицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро, выполненный во время пребывания последнего в России. Художник сумел создать образ мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов «смолянок» - воспитанниц Смольного института благородных девиц. В этих портретах он не повторяется, а в каждом из них находит способ изобразить индивидуальность, непосредственность и обаяние девушек.
  Примечателен портрет П.А. Демидова, крупного уральского промышленника, прославившегося своими чудачествами. Демидов изображен не в парадном мундире и парике, а в халате, с колпаком на голове. Оригинален и интерьер - Демидов опирается на лейку, рядом на столе лежат луковицы каких- то растений, ,а в глубине расположены горшки с цветами. Все это придает портрету интимность.
  Вершина портретного мастерства достигнута в работах В. Л. Боровиковского, родившегося на Украине в семье казака. Начинал он церковным иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 г. украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой и др. Хрестоматийную известность приобрел его поэтичный и женственный портрет М.И. Лопухиной.
  Среди портретистов - выходцев из крепостной среды - выделяется крепостной Шереметева И.П. Аргунов. Семья Аргуновых подарила русской культуре ряд незаурядных мастеров - архитекторов и живописцев. И.П. Аргунов писал портреты по заказам друзей и знакомых Шереметева. Позировать крепостному художнику баре считали ниже своего достоинства, и он писал портреты либо по памяти, либо имея под рукой портреты, выполненные другими мастерами. Он не приукрашивал изображаемые лица. Среди работ Аргунова выделяется портрет крестьянки с типично русским приветливым лицом в национальной одежде. Положение крепостного художника лишало его возможности .полностью посвятить себя творчеству.
  Другой крепостной художник, принадлежавший Потемкину, Михаил Шибанов, положил начало жанровой живописи в России. Его кисти принадлежат картины из крестьянской жизни, условия которой были ему хорошо известны. В картине «Крестьянский обед» запечатлен эпизод повседневной жизни крестьянской семьи: усталые лица, натруженные руки, скудная трапеза. В другой картине - «Сговор» отображена праздничная сторона крестьянского быта: жених, невеста и все присутствующие изображены в парадных нарядах, на лицах радость по случаю ожидаемого свадебного торжества.
  Родоначальником пейзажа был С.Ф. Щедрин, сын солдата Преображенского полка. Он изображал парковый ландшафт Павловска и Петергофа. Сын солдата Семеновского полка М. М. Иванов писал виды Крыма и Грузии, т. е. областей, присоединенных к России. Писал он батальные сцены: «Вид Очакова» во время осады русскими войсками, «ВидБендер» и др.
  Сын купца Г.И. Угрюмов запечатлел события из русской истории и ее героев: Александра Невского, Минина и Пожарского, избрание Михаила Романова на царствование и др.
  Скульптура
  Значительных успехов достигла еще одна отрасль изобразительного искусства - появляются мастера резца, первые отечественные скульпторы, сразу же занявшие почетное место в мировом искусстве. Среди них выделяются двое: Ф.И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И. Козловский, родоначальник русского классицизма.
  Ф. И. Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII в. Здесь портреты императрицы и ее фаворитов: Орлова, Зубова, Потемкина; представителей просвещенной знати: Голицыных, Шереметевых, Шуваловых; полководцев Чернышева и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели. Именно поэтому каждый портрет Шубина отличается неповторимой индивидуальностью: художник передал волевое лицо полководца Чернышева, тупую и самодовольную физиономию брата фаворита Екатерины В.Г. Орлова, надменное и жестокое лицо красавицы М.Р. Паниной. Особенно примечательны каждый по-своему два портрета: вдохновенное и обаятельное лицо гениального ученого, друга и земляка М.В. Ломоносова и уродливая и жалкая физиономия Павла I: скошенный лоб, выпуклые глаза, приплюснутый нос и выдающаяся вперед челюсть.
  Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то М. И. Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима. В памятнике А.В. Суворову, выполненному при жизни полководца, скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован: национальный герой представлен столь же отважным, как и благородным. Воин облачен в римскую одежду и доспехи. Еще более аллегорична скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», предназначенная для Петергофа. День св. Самсона падает на 27 июня, когда в 1709 г. в решающем сражении под Полтавой русские войска разгромили шведов. Лев - герб Швеции. Могучая фигура Самсона олицетворяла победоносную Россию, одолевшую хищного льва.
  Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В Россию он прибыл в 1766 г., будучи зрелым мастером, но именно здесь в полной мере раскрылся его незаурядный талант. В Петербурге он пробыл 12 лет, напряженно работая над созданием памятника основателю Российской империи - Петру Великому. В «Медном всаднике» передан образ гениального царя- преобразователя, указывающего путь обновленной России, столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города. Памятник покоится на монолитной гранитной глыбе, великолепно сливающейся с всадником и поднятым на дыбы конем.
  Театр
  Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. По приказу Елизаветы Петровны ярославцы прибыли в столицу и показали несколько пьес. Обнаруживших незаурядные способности актеров отправили на несколько лет в Шляхетный корпус для обучения театральному делу и другим наукам. После завершения обучения в 1756 г. правительственным указом был создан «Русский публичный театр для представления трагедий и комедий». Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли крепостные - драматическая актриса П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.
  В XVIII в было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. Возглавлял ее преподаватель танцев Шляхетного корпуса Ж.-Б. Ланде.
  В 1742 г воспитанники этой школы показали первое самостоятельное представление. С 1756 г. начинается профессиональное обучение танцам при Московском университете, а с 1773 г. - при Воспитательном доме в Москве.
  Были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», музыка которой приписывается композитору В.А. Пашкевичу, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортянский.
  Быт
  Самое существенное изменение в быту населения России второй половины XVIII в. состояло в том, что он в рамках даже одного сословия становился более дифференцированным.
  По-прежнему огромную роль в жизни сельского и городского населения играла семья. Отношения между ее членами строились на обычном праве. Старший по возрасту мужчина, как и раньше, являлся главой семьи. Он руководил ее производственной деятельностью, определял последовательность работ, распоряжался трудовыми ресурсами и семейно-брачными отношениями.
  Ритм крестьянской жизни определялся циклом сельскохозяйственных работ. Самым напряженным считалось время весеннего сева, сенокоса и жатвы. Зимой объем работ значительно сокращался
  — шел ремонт инвентаря, телег, саней, изготовлялись колеса, а также выполнялись всякого рода мирские работы: ремонт дорог, мостов, колодцев, мирской избы и т. д. Все это не требовало больших трудовых затрат, в семье появлялись лишние рабочие руки, которые ее глава отправлял либо в извоз, либо плотничать, либо шить шубы и кафтаны. Весной все члены семьи, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращались в свои деревни.
  Женская половина семьи зимние месяцы проводила более напряженно: с утра до вечера они пряли и ткали полотно, шили белье. Девушки готовили для себя приданое: вышивали полотенца, платки, подолы рубашек.
  После ужина начиналось веселье: пение песен, отгадывание загадок, катание на качелях, а также с горок, покрытых льдом. Деревня знала множество песен: хороводных, свадебных, величальных, предназначаемых для стариков, для женатых и замужних, для вдовых мужчин и женщин, по случаю свиданий и расставаний и т. д.
  Глава семьи представлял ее интересы перед внешним миром: на мирском сходе, при распределении угодий, он отвечал за исправное несение феодальных и владельческих повинностей.
  Семейно-брачные отношения среди крестьян оставались почти неизменными. Хотя указ Петра I отдавал вопрос о создании семьи на усмотрение вступавших в брак, практически он, как и раньше, в большинстве случаев решался без их участия. В создании семьи участвовало несколько сторон, чьи интересы далеко не всегда совпадали.
  В появлении новой семьи был заинтересован помещик, ибо создавалось тягло, то есть новая единица обложения феодальными повинностями. Именно поэтому помещик сам или через приказчиков бдительно следил, чтобы парни не засиживались в женихах, а девушки в невестах. Если девушку своевременно не выдавали замуж, то ее родители должны были платить помещику штраф. Граф Шереметев распорядился не отпускать на заработки взрослых крестьян, не вступивших в брак. Если эти средства давления не приносили желаемых результатов, то помещик, правда, реже, нежели прежде, сам создавал брачные пары, не считаясь ни с волей родителей, ни с чувствами будущих супругов.
  В женитьбе сына были заинтересованы его родители: с появлением невестки семья приобретала дополнительную рабочую единицу. Чтобы заполучить ее, иногда женили 12-15-летнего сына на вполне взрослой девушке или даже вдове. Противоположных взглядов придерживались в семье невесты - там стремились попридержать дочь, поскольку лишались работницы. Потери, связанные с уходом девушки в чужую семью, компенсировали получением за невесту выкупа, иногда достигавшего нескольких десятков рублей, что препятствовало заключению брака.
  Подавляющее большинство селян, как и в предшествующих столетиях, жило в курных избах. Живучесть традиций топить по-черному объяснялась экономическими причинами - для отопления по-белому требовалось в два раза больше дров. А так как пила еще не проникла в крестьянское хозяйство, и дрова, от рубки деревьев до разделки их на поленья, производились топором, то заготовка дров отнимала у крестьян массу сил и времени.
  В XVIII в. в конструкции изб произошло несколько существенных изменений. Одно из них состояло в том, что в избах, сооружаемых в центральных районах страны, появились деревянные полы. Появление пола означало шаг вперед как в гигиеническом отношении, так и для сохранения тепла. Другим новшеством было появление потолка, вызвавшее изменения в расположении окон. В предшествующее время три окна избы располагались не на одном уровне: среднее пробивалось выше двух крайних и выполняло функции дымохода. В связи с устройством потолка дым стелился равномерно по всей избе и надобность в устройстве окна на высоком месте фронтона отпадала. Для вытягивания дыма из избы использовались дымоводы. В зажиточных семьях стали появляться «косящатые окна» - застекленные рамы, прикрепляемые к срубу при помощи косяков.
  Новое прослеживается и в конструкции печи, которую стали использовать не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку - поверх глиняного остова печи сооружались дощатые настилы, на которых, как правило, спали старики. Интерьер избы помимо печи составляли полати - помост для сна, сооружаемый на уровне печи. Зимой под полатями держали появившийся на свет молодняк - овец и телят. По периметру стен закреплялись лавки, предназначавшиеся как для сиденья, так и сна. Над лавками крепились полки для хранения мелких предметов.
  Затхлый воздух, огромная скученность населения избы и скудное питание вызывали высокую смертность сельского и городского населения. До трехлетнего возраста, как считал Ломоносов, умирало 4/5 младенцев. Статистика воспитательного дома в Москве свидетельствует, что смерть уносила там до 18-20-летнего возраста 85% воспитанников. Главными виновниками детской смертности были оспа и корь. Много детских жизней уносил обычай погружать детей в холодную воду во время крещения. Ломоносов называл попов «палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похороны для своей корысти».
  Крепостное население в подавляющей массе оставалось неграмотным - ни государство, ни помещики не помышляли об организации школ для детей крепостных крестьян. Лишь отдельные помещики содержали школы, и то исключительно для детей дворовых - из их числа барин комплектовал вотчинную администрацию, а также готовил доморощенных юристов, представлявших его интересы в правительственных учреждениях, использовал в оркестрах и собственных театрах. Относительно высоким был удельный вес грамотных среди государственных крестьян. В некоторых уездах Поморья каждый четвертый-пятый крестьянин владел грамотой. Успех в распространении грамотности очевиден, если учесть, что в XVII в. грамотных там было 2-4%.
  Наряду с семьей огромное влияние на жизнь сельского населения оказывала община. Она выступала хранительницей традиций повседневной жизни селян, касались ли они хозяйственной деятельности, внутрисемейных отношений или повинностей в пользу помещика и государства. Община выполняла также административно-полицейские и судебные функции. Наконец, община являлась носительницей общественного мнения, создавая основанную на обычном праве нравственную атмосферу.
  Важнейшей функцией общины являлись ежегодно производимые уравнительные переделы земли, учитывавшие часто менявшиеся трудовые ресурсы семьи, связанные со смертью работника, возмужанием малолетнего, приходом невестки и т. д. С уравнительным землепользованием, то есть стремлением создать членам общины равные условия для хозяйственной деятельности, была связана чересполосица: каждый землепользователь получал участки одинакового качества земли, разделенной на три категории с учетом отдаленности каждого участка от места жительства.
  В сохранении хозяйственной жизнеспособности каждой крестьянской семьи интересы общины совпадали с интересами помещика: община была заинтересована в сохранении способности ее членов платить подушную подать, а помещик - выполнять владельческие повинности. Община по собственной инициативе или по принуждению помещика следила за хозяйственной состоятельностью своих членов, не допуская их до разорения. В случае пожара, падежа скота, смерти кормильца община оказывала помощь попавшему в беду односельчанину.
  В компетенцию мирского схода входила разверстка рекрутской повинности. При решении этого вопроса мирской сход стремился пожертвовать такими членами общины, избавление от которых не наносило ей существенного ущерба: в рекруты определяли недоимщиков и лиц, зарекомендовавших себя лодырями, пьяницами. Мирской сход, кроме того, принимал меры и по отношению к нерадивым хозяевам, осуждая их за леность и мотовство. Мирской сход разбирал множество казусов повседневной жизни крестьян: регулировал споры о межах, о разделе имущества между наследниками, разбирал ссоры и драки, определял меру наказания, которую тут же на сходе приводили в исполнение. На мирском деревенском сходе особым авторитетом пользовались голоса умудренных опытом «лутчих стариков».
  Община представляла замкнутую сословную организацию, в частности отвечала за то, чтобы никто из посторонних (беглые крестьяне, рекруты, матросы, солдаты) не проживал на ее территории.
  Помимо деревенской общины, объединявшей население деревни, существовала волостная община, в которую входили крестьяне нескольких деревень, составлявших вотчину. Если в деревенской общине был выборный староста, то волостная община имела более сложную организацию. Возглавлял волостную общину бурмистр, отвечавший за безнедоимочное выполнение государственных и владельческих повинностей. Вторым лицом в волостной общине являлся староста, обязанность которого состояла в созыве волостных мирских сходов и определении вопросов, выносимых на их обсуждение. Он же отвечал за своевременный сбор денег в мирскую казну. Волостная община избирала нескольких целовальников: один из них ведал сбором подушной подати, другой - сбором оброчных денег помещику, третий - сбором хлеба в магазины на случай неурожая. Община держала посыльного и сторожа. Перечисленные должностные лица находились на иждивении общины. На сходах волостной общины верховодили зажиточные селяне. Если общинники черносошного Севера называли таких крестьян горланами, то в общинах центра страны они известны под именем крикунов.
  Общинное самоуправление было подвластно помещику. Это выражалось в том, что помещик санкционировал выборы должностных лиц, а также приговоры волостных сходок. В некоторых оброчных вотчинах помещик предпочитал не создавать вотчинной администрации, всецело полагаясь на органы общинного самоуправления.
  Общинные порядки консервировали традиционно сложившиеся отношения в деревне. Они пытались держать хозяйство крестьян примерно на одном уровне. Этого община достигала переделами земли, круговой порукой, мирской помощью, организацией рекрутской повинности. Именно поэтому капиталистые крестьяне накапливают капиталы за пределами общины, вне сферы ее досягаемости.
  Среди производительного населения в XVIII в. быстро растет новая прослойка - работные и мастеровые люди мануфактур. Их уклад жизни отличался пестротой, обусловленной отраслью промышленности и местом нахождения мануфактур: суконные и шелковые предприятия размещались в городах, в то время как металлургические и стекольные заводы возводились у источников сырья. Персонал первого типа мануфактур в подавляющем большинстве случаев не имел собственных жилищ и не был связан с сельским хозяйством, а второго - жил семьями и не порывал с земледелием. Многие семьи мастеровых и работных людей уральских заводов возделывали пашню, и все без исключения разводили скот и занимались огородничеством.
  Общим для всех мастеровых и работных людей была фиксированная продолжительность рабочего дня. По адмиралтейскому регламенту она зависела от времени года: с 10 марта по 10 сентября удар колокола, извещавший о начале работы на мануфактуре, раздавался в 4 часа 30 минут утра, а об окончании работы - в 7-8 часов вечера. На обеденный перерыв отводилось 2,5 часа. В остальные месяцы рабочий день начинался за час до восхода солнца и заканчивался через час после его заката с двухчасовым перерывом на обед. Таким образом, рабочий день продолжался 13,5 часов в светлую половину года и 11,5 часов в темные месяцы.
  Источником существования работников мануфактур являлось жалованье. Оно было столь ничтожным, что его недоставало на содержание работного человека, не говоря уже о членах семьи. Большинство работных и мастеровых людей крупнейшей в Москве мануфактуры - Суконного двора, где было занято в 1771 г. свыше 1200 человек, не имели семьи, а также и средств, чтобы снять комнату или угол, и ютились в здании самого предприятия, спали рядом со станами, на которых работали. Правительство в документе, относящемся к 1741 г., признавало, что «очень срамно было видеть, что большее число мастеровых и работных людей так ободранно и плохо одето находятся, что некоторые из них насилу и целую рубаху на плечах могут иметь». Три десятилетия спустя жизнь мастеровых и работных людей оставалась такой же беспросветной. В 1771 г. в связи с эпидемией чумы доктор И. Кулманн, обследовавший Суконный двор, отметил, что высокая смертность работников объяснялась чрезвычайно «худым» состоянием пищи, «особливо при ужасно нечистом их образе жизни».
  Положение работных людей на уральских заводах было более сносным, так как ресурсы семьи пополняли продукты скотоводства и огородничества.
  На мануфактурах широко применялся женский и детский труд, а также труд подростков. Последним на частных заводах Урала платили вдвое меньше, чем взрослым. Только в начале 60-х гг. велено было подросткам старше 15 лет платить, как взрослым.
  На мануфактурах царил такой же произвол, как и в крепостной вотчине. Там, где господствовал принудительный труд, мануфактурист распоряжался судьбами работных и мастеровых людей так же бесконтрольно, как помещик своими крепостными, - любая оплошность работника влекла телесное наказание или вычет из жалованья. Главным средством наказания наемных работников являлись штрафы.
  Дифференциация быта четко обозначилась и среди дворянства. Во второй половине XVIII в. усилилась тяга к роскоши, к изысканному столу, к неизвестным ранее наслаждениям и развлечениям. Возможность удовлетворить их была различной у такого богача, как Н.П. Шереметев, владевшего в конце столетия 198 785 крепостными обоего пола, и у безвестного помещика, довольствовавшегося где-либо в глухомани 10-15 душами. Богатые помещики разъезжали в дорогих, выписанных из-за рубежа каретах, одевались в мундиры и фраки, сшитые самыми модными портными европейских столиц, употребляли изысканные блюда и напитки, тоже доставленные из-за границы, их прихоти мгновенно готовы были удовлетворять множество слуг, облаченных в роскошные ливреи. Содержание дворни, достигавшей по численности 300-500 человек, являлось одной из самых значительных статей расхода. Каждое из многочисленных блюд готовил отдельный повар, за столом прислуживало десяток-полтора официантов, знатный барин имел своего парикмахера, портных, башмачников и др.
  Некоторые вельможи держали открытый стол - каждый дворянин, даже незнакомый, мог воспользоваться гостеприимством хозяина и отобедать у него. Гостеприимство русских бар приобрело европейскую известность. Один иностранец заметил, что можно было объехать всю страну, не издержав ни одной копейки на провизию.
  Вельможа лето проводил в окружении семьи на лоне природы - в усадьбе. День барина начинался распоряжениями дворецкому, старостам, приказчику. Остальное время он проводил праздно: на охоте, рыбной ловле, принимая гостей, выезжая в гости, за пустой болтовней. Обед продолжался часа три, за ним следовал десерт, называвшийся заедками.
  Зимние месяцы обеспеченный барин проводил в столицах - в Москве или Петербурге. С наступлением санного пути туда двигался огромный обоз, нагруженный всякой снедью: замороженными поросятами, гусями, утками, маслом, мешками с мукой и крупами. Через несколько дней за обозом со снедью следовал обоз, доставлявший в столицу барина и его семью. Месяцы пребывания в столице представляли сплошной праздник. Устраивались балы, званые обеды, маскарады, из-за стола с карточной игрой вставали, только чтобы пообедать и отдохнуть. Держать шутов и дураков считалось теперь дурным тоном, приличным почитали развлекаться в театрах, которых в Москве в конце века существовало 15, из них 14 частных. По четвергам приезжали в Благородное собрание, куда одни вывозили в свет невест, а другие подыскивали выгодные партии для сыновей.
  Выше речь шла о богатых дворянах, сытую жизнь которых обеспечивали тысячи крепостных. Таких было немного. Три пятых помещиков владели менее чем 20 крепостными д. м. п., и только у 16% их насчитывалось свыше 100 д. м. п. Совершенно очевидно, что размер получаемой ренты не позволял мелкопоместным дворянам жить в роскоши: их хоромы мало чем отличались от крестьянской избы, в них было два покоя, отделенных друг от друга сенями, а все убранство составляли сколоченные из досок лавки и стол. Такой дворянин разъезжал в сооруженной доморощенными мастерами колымаге, употреблял незамысловатую, но обильную пищу, у него не было возможности следить за модой и в соответствии с ее веяниями менять гардероб.
  Столь же разительно отличалось воспитание и образование: если представители дворянской элиты держали гувернеров и гувернанток, а также нанимали учителей, платя им крупные по тем временам суммы в 300-500 руб. в год, то мелкопоместный дворянин обучал детей грамоте силами своей семьи или привлекал для этой цели священнослужителей и отставных солдат. Вслед за домашним образованием богатый барин пристраивал свое чадо в частный пансион губернского города, а затем - в сословное учебное заведение в столице, в то время как образование отпрыска мелкопоместного дворянина ограничивалось чаще всего главным училищем губернского города.
  Современники, прошедшие школу домашнего воспитания, единодушны в оценке педагогического мастерства наемных учителей. В их роли сначала выступали немцы, а затем эмигранты-французы, большинство из которых были людьми невежественными. Главным средством поощрения усердия учеников у них были розги. Память дворянских мемуаристов запечатлела жестокие истязания, которым в детстве их подвергали заезжие учителя.
  На уклад жизни дворян оказывали влияние не только размеры земле- и душевладения, но и происходившее во второй половине XVIII в. расширение их привилегий. При Петре Великом, когда служба дворян была обязательной и бессрочной, дворяне проводили время либо в казармах, либо в канцеляриях гражданских учреждений. В усадьбах они появлялись наездом. Поэтому постоянными жителями деревни были либо увечные, либо старики, неспособные к дальнейшей службе.
  Положение резко изменилось после опубликования Манифеста о вольности дворянской, проведения Екатериной II областной реформы и обнародования Жалованной грамоты дворянству. Во- первых, изменился возрастной состав провинциального дворянства: в усадьбах стали оседать полные сил дворяне, либо воспользовавшиеся правом уходить в отставку, либо перешедшие на службу в уездные и губернские учреждения, штаты которых сильно разбухли после областной реформы. Во- вторых, в губерниях и уездах были созданы сословные корпорации дворян: раз в три года они съезжались в уездные и губернские города для избрания должностных лиц в сословные учреждения и предъявления своих претензий правительству.
  Контакты, установленные во время дворянских съездов, продолжали поддерживаться и в остальное время. Прежняя замкнутость исчезала, в обычай вошли взаимные визиты; помещик два-три раза в году отправлялся в путешествие по округе, чтобы навестить не столько близлежащих соседей, с которыми он, как правило, находился в ссоре из-за порубки леса или спорной межи, сколько помещиков, чьи владения были от него удалены.
  В массе своей дворянство не отличалось ни образованностью, ни высокой духовной культурой. Значительная часть его паразитировала, прожигала жизнь, оставляя после себя долги и расстроенное хозяйство. В то же время из дворянской среды вышли М.М. Щербатов и А.Т Болотов, Д.И. Фонвизин и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и А.П. Сумароков, а сыновья этого поколения дворян стали декабристами.
  Быт купечества отличался своеобразием, которое состояло в том, что духовный облик подавляющего большинства богатых купцов значительно отставал от их материального достатка. Отсюда чувство власти денег сочеталось с чувством сословной неполноценности. Другая черта быта купечества состояла в его подражании быту дворянства.
  Купцы в Уложенной комиссии безуспешно требовали себе шпагу, то есть дворянских привилегий. Дворянского статуса они не получили, но зато они могли воспользоваться, не спрашивая на то разрешения, всем, что предоставляли им деньги: носить дорогие шубы, сооружать пышные хоромы, содержать богатый выезд. Все это уживалось с грубостью нравов, невежеством, мотовством и стремлением обмануть покупателя.


 
© www.txtb.ru