Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 4.2.1. Медицинское право. Основные этапы становления и формирования в современных условиях развития российского общества

  Значительные изменения в ХХ столетии произошли в таких важных сферах как медицинская наука и здравоохранение, медицинское право и этические традиции.
  В медицинской науке ХХ век связывается с углублением понимания сущности здоровья и болезни, успехами биологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, изучения нервной и эндокринной регуляции, наследственности и генетики. Достижения научно-технической революции привели к перевооружению медицинской науки и практики принципиально новыми методами изучения, диагностики и лечения заболеваний, особенно в методологии исследования всех медико-биологических проблем. В организации здравоохранения главным стало признание здоровья социальным правом человека; осознание социальной системности здравоохранения и его разномасштабных проблем; кардинальные реформы в управлении и самоуправлении этой системой; развитие международного сотрудничества в этой области.
  Важными этапами реформирования здравоохранения стали 1918, 1948, 1978 и 2000 годы.
  1918 год — провозглашение в Советской России права народа на охрану здоровья и ответственности государства за его обеспечение.
  1948 год — национализация медицинских учреждений и создание национальной (государственной) службы здравоохранения в Великобритании, создание в рамках ООН Экономического и социального совета (ЭКОСОС), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда (ЮНИСЕФ).
  В 60-е и 70-е годы стали подписываться межправительственные соглашения по здравоохранению между странами, даже с весьма далекими политическими системами. Результаты международного сотрудничества оказались очевидными — ликвидация оспы, успехи борьбы с эпидемиями, понимание опасности и озабоченность промышленным загрязнением окружающей среды и в целом судьбой биосферы, демографическими проблемами и трудностями обеспечения продуктами питания, выявление глобальных проблем в разных сферах жизни человека, в том числе в здравоохранении и медицине. Одной из новых и крайне опасных проблем такого рода стало появление СПИДа.
  В СССР, при действительно эффективных основах и принципах государственной системы здравоохранения, испытывались все большие трудности в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, отставанием в обеспечении лекарствами и современным техническим оснащением, низкой оплатой труда врачей и других работников здравоохранения, задержками в освоении достижений медицинской науки. И хотя в ведущих медицинских центрах помощь оказывалась на достаточно высоком уровне, нарастающий разрыв между потребностями здравоохранения и его техническими возможностями, особенно на периферии, стал ощущаться все более остро.
  1978 год — Международная конференция ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате (6-12 сентября 1978г.) с участием 134 стран и представителей 67 международных организаций. В итоге была принята Алма-Атинская Декларация и 22 рекомендации. В Декларации было провозглашено "достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни", и что главным инструментом для этого является развитие национальных систем здравоохранения, главной функцией, центральным звеном которых является первичная медико-санитарная помощь.
  Выводы и решения Алма-Атинской конференции были подтверждены Всемирной Ассамблеей здравоохранения, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, а также в других международных и межгосударственных решениях и декларациях. Они стали важнейшим поворотным пунктом в развитии и реформах всего здравоохранения в мире.
  К началу 80-х годов сложившаяся система здравоохранения, по существу, исчерпала свои возможности по части совершенствования в рамках существующих норм и правил. Замедлились и приостановились темпы оздоровления демографической ситуации и улучшения состояния здоровья населения, что характеризовалось как объективными, так и субъективными факторами: недовольство населения качеством, условиями и доступностью медицинской помощи, не заинтересованность низкооплачиваемых медработников в качественном оказании медицинской помощи, не соответствие санитарным нормам больничных учреждений и т.д.
  Попытки изменить положение дел привели к середине 80-х годов к разработке так называемого "нового хозяйственного механизма" в здравоохранении и проведению эксперимента по отработке моделей в ряде регионов.
  Отправной точкой реформирования системы здравоохранения послужил принятый в 1991 году закон "О медицинском страховании граждан в РСФСР", в соответствии с которым в стране за короткий срок была создана инфраструктура Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, сформирована нормативная база, отработан порядок взаимоотношений систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС). Введение ОМС создало прецедент более успешной реализации конституционных гарантий населения в обеспечении бесплатной медицинской помощью.
  Важнейшим правовым актом, оказавшим революционное влияние на дальнейшее формирование системы здравоохранения, стали принятые в 1993 году "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Впервые в нашей стране правовые нормы охраны здоровья граждан охватили не только систему здравоохранения, но и широкий круг общественных отношений, были определены основные принципы охраны здоровья граждан, организации и управления здравоохранением, права граждан при оказании им медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и другие аспекты.
  Положительным моментом в правовом обеспечении систем здравоохранения и ОМС явилась разработка и утверждение в 1998 году "Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", включающей в себя Базовую программу ОМС.
  В 1992 году Минздравом России был издан приказ №237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". Практически с этого момента началась целенаправленная работа по реформированию амбулаторно-поликлинической системы.
  В нашей стране основной принцип скорой помощи — доставка врача к пациенту. В результате, повышается затратность оказания скорой помощи, неэффективно используются врачебные кадры, а увеличение сроков доставки пациента в медицинское учреждение снижает возможности сохранения его жизни, здоровья и трудоспособности. Кроме того, специализированные врачебные бригады используются неэффективно, простаивая большую часть времени или выполняя непрофильные вызовы. В связи с чем, Минздрав России в 1999 году утвердил приказ "О совершенствовании скорой медицинской помощи населению России", которым определены основные положения об организации деятельности учреждений и подразделений скорой медицинской помощи и ее персонала.
  Прошедшее десятилетие характеризуется не только явлениями системного кризиса, приведшего к росту стрессогеннообусловленной патологии, но и смягчением подходов к диагностике и лечению психически больных граждан и повышением защиты их прав. В рамках реализации этих задач в 1992 году был принят Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
  С целью совершенствования экспертизы временной нетрудоспособности с учетом происходящих в стране и отрасли изменений в 1994 году Минздравом и Фондом социального страхования Российской федерации утверждена Инструкция "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность".
  В целях совершенствования системы организации и повышения качества медицинской помощи в соответствии с задачами, поставленными ВОЗ, за прошедший период времени в отрасли проведена значительная работа по формированию системы управления качеством медицинской помощи. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности при ее оказании необходимо принятие мер по стандартизации в отрасли и осуществлению государственного контроля путем лицензирования и сертификации медицинских учреждений и специалистов, услуг и продукции.
  В 1997 году коллегией Минздрава России, Госстандарта России и Советом исполнительных директоров территориальных фондов ОМС утверждены "Основные положения стандартизации в здравоохранении". Основными направлениями стандартизации являются: стандартизация в области медицинских услуг, формирование требований к условиям оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, профессиональной деятельности, информационного обеспечения.
  Одним из важнейших документов, разработанных с участием Минздрава России, является Федеральный закон "О лекарственных средствах", принятый в 1998 году. Причиной разработки этого закона явились изменения, произошедшие в системе производства и оборота лекарственных средств. Главной задачей формируемой системы является защита потребителей от негативных последствий применения лекарств, что может быть связано с недостаточной изученностью их на этапе разрешения и внедрения в практику, с выпуском предприятиями или ввозом в страну недоброкачественной продукции, нарушением условий их хранения и реализации.
  Одним из важнейших аспектов охраны здоровья населения является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны. В 1991 году в стране был принят закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Для решения поставленных задач, в условиях происходящих экономических и социальных преобразований, началось реформирование госсанэпидслужбы, утверждена Концепция ее развития, федеральная целевая Программа развития Государственной санитарно­эпидемиологической службы Российской Федерации на 199-1995 годы.
  Формирование единого правового пространства системы здравоохранения как этапа правового развития отрасли можно считать завершенным. Вместе с тем в настоящее время сохраняют актуальность целый ряд вопросов, направленных на регулирование развивающихся качественно новых общественных отношений в здравоохранении. Предпосылками дальнейшего развития являются, с одной стороны, реформа здравоохранения и переосмысление роли и места медицины в жизни общества, с другой — правовая реформа, нацеленная на создание в России правового государства.
  Современный период жизнедеятельности российского общества характеризуется мощным развитием права и правоведения. Происходит становление новых и развитие уже сформировавшихся правовых отраслей и институтов, переоценка и смена правовых ориентиров. Повышение социально-правового значения отдельных отраслей права предопределено возрастанием социальной значимости регулируемых данными отраслями общественных отношений.


 
© www.txtb.ru