|
§ 2.2.3. Структура государственной санэпидслужбы, её задачи и функции
Структура и функции госсанэпидслужбы за длительный период ее существования изменялись параллельно с изменениями экономики и социальной сферы. Процесс создания специализированных учреждений санэпидслужбы начался в 1922 году с издания Декрета Совета Народных комиссаров РСФСР "О санитарных органах республики". Спустя пять лет, в 1927 году, было принято постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, утвердивших "Положение о санитарных органах республики". В соответствии с этими документами к 1941 году число санитарноэпидемиологических станций в СССР достигло 1900. Основными задачами этих учреждений являлись: 1. санитарная охрана населенных мест, воздуха, почвы, жилищ, мест общего пользования, продуктов питания; 2. организация мер по борьбе с заразными болезнями; 3. охрана здоровья детей и подростков; 4. участие в санитарной охране труда, физической культуры и др. В 1933 году произошло разделение функций санэпидслужбы — образована Всесоюзная государственная санитарная инспекция при сохранении СЭС: на инспекцию был возложен исключительно предупредительный санитарный надзор (1. Участие в комиссиях по отведению участков под строительство. 2. Контроль за строительством новых объектов. 3. Прием их в эксплуатацию.), на СЭС — осуществление всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории своей деятельности. В 1956-1957 гг. в большинстве сельских районов была произведена реорганизация санэпидслужбы — ликвидация самостоятельных СЭС и создание вместо них санэпидотделов в составе районных больниц. Ожидаемого улучшения профилактической работы не произошло, санэпидслужба понесла организационные и кадровые потери. В связи с этим в 1963 году было принято постановление Совета Министров СССР "О государственном санитарном надзоре СССР". Этим документом были восстановлены прежняя структура и функции государственной санитарной службы, создана основа для ее дальнейшего развития. Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, происходившие в стране в конце 80-х — начале 90-х гг., определили необходимость совершенствования организационного построения и законодательного закрепления места санэпидслужбы в системе здравоохранения. Итогом этой работы стало принятие в 1991 году Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Этим законом впервые в отечественной истории на законодательном уровне было введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения. В настоящее время все мероприятия по обеспечению санитарногигиенического благополучия регламентируются новым федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принятым Государственной Думой 12 марта 1999 года. Работу по обеспечению санитарно-гигиенического благополучия возглавляет Департамент Госсанэпиднадзора в составе Минздрава РФ, которому подчинены центры Госсанэпиднадзора в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях и округах, краях, областях, районах, на водном и воздушном транспорте, научноисследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учреждения и др. Одним из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы является текущая и профилактическая дезинфекция. Реализация этой функции осуществляется государственными унитарными предприятиями дезинфекционного профиля. В профилактике возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний ведущая роль принадлежит противочумным станциям и институтам. Сеть противочумных станций, дислокация которых соответствуют ареалам инфекционных заболеваний, насчитывает 11 учреждений. Руководство ими осуществляет противочумный центр. Научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы осуществляют 30 научноисследовательских институтов гигиенического эпидемиологического профиля, 5 из которых — противочумные. Функции госсанэпидслужбы: • наблюдение, оценка, прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека — социально-гигиенический мониторинг; • установление причинно-следственных связей между состояниями здоровья и средой обитания человека; • принятие в пределах своей компетенции решений по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; • контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, санитарных норм, правил, гигиенических нормативов; • введение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений и др. заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды. В современных условиях социально-экономического развития страны наиболее целесообразной признана трехуровневая система управления госсанэпидслужбой: Первый уровень управления. К учреждениям этого уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских и городских районах, в городах с районным делением и без районного деления. Функцией этих учреждений является непосредственное осуществление Госсанэпиднадзора на территории своей деятельности. Второй уровень управления. К учреждениям данного уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах. В их задачу входит организация санэпидслужбы на территории своей деятельности, контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений. Кроме того, в учреждениях данного уровня осуществляются сложные лабораторные исследования, инструментальный контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора, организация системы социальногигиенического мониторинга, ведение систем аккредитации и лицензирования. Третий уровень управления. Согласно предложенной концепции развития, на третьем уровне осуществляется руководство санэпидслужбой РФ, организация санэпиднадзора в стране. Выполнение этих задач осуществляет Департамент Госсанэпиднадзора в составе Минздрава РФ. Организационная структура и штаты центров санэпиднадзора зависят от количества населения в населенном пункте. В сельских районах с численностью населения до 60 тыс. работают 1-2 врача и 6-8 помощников (фельдшеров). В структуре предусмотрены отделения санэпиднадзора и лабораторного контроля. В крупных сельских и городских районах в структуре центров санэпиднадзора имеются отделы социально-гигиенического мониторинга и санэпиднадзора, который включает подразделения: эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и микробиологическим отделениями, отделение радиационной гигиены. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, промышленных аварий, катастроф или угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ по предложению или предписанию главных государственных санитарных врачей вводятся ограничительные мероприятия или карантин.
|
|