|
ГЛАВА 2. Программа маркетингового исследования
Программа исследования - это документ, раскрывающий исследуемую (проблемную) ситуацию и процедуру ее изучения, в котором содержатся теоретико-методологические предпосылки, гипотезы, основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки информации.
Разработка такого документа принесет исследователю массу пользы. Во-первых, в ходе работы над программой у него формируется системный взгляд на проблему, выявляются объективные границы применения того или иного метода и возможные организационные сложности, подбирается оптимальный вариант решения маркетинговой задачи. Имея на руках хорошо проработанную программу, исследователь подходит во всеоружии как к беседе с заказчиком, так и к непосредственному проведению исследования. Во-вторых, утвержденная программа исследования становится мощным аргументом в руках маркетолога- исследователя в том случае, если в его адрес звучат необоснованные претензии после проведенного исследования. В приложении 9 приведен пример, разработанной в рамках учебного процесса программы исследования для нужд рекламного процесса. В практике маркетинговых исследований не существует однозначного понимания структуры программы исследования. Все зависит от существующей проблемы, характера поставленных целей и задач, объема предварительной информации, масштабности планируемых исследований, «маркетинговой грамотности» заказчика и, наконец, от профессионализма и отношения к работе самого исследователя. Однако в любом случае, логически выстроенная, обоснованная программа - гарантия успеха всего исследования. Отсутствие программы при проведении исследования равносильно отсутствию карты и четко спланированного маршрута при путешествии по незнакомой местности. Программа еще перед началом самого исследования позволяет четко ответить на вопросы: что конкретно мы исследуем, зачем, как будем исследовать, какие ресурсы необходимы и пр. Ошибки, допущенные, при формировании программы исследования в конечном итоге приводят к неадекватным результатам исследования. Как следствие, на основе ошибочных результатов исследований могут возникнуть ошибочные управленческие решения. Для того, чтобы программа маркетингового исследования максимально эффективно выполняла свои функции и была логически целостной, она должна включать в себя три основных раздела: • методологический (краткий предварительный анализ исследуемой проблемы, определение основных целей и задач исследования, описание рабочих гипотез и т. п.); • методический (аргументированное описание выбора конкретных методов сбора и анализа данных); • рабочий план (этапы, сроки проведения и стоимость исследования). Методологический раздел: • Формулировка проблемной ситуации и проблемы. • Определение объекта и предмета исследования. • Определение цели и постановка задач исследования. • Уточнение и интерпретация основных понятий. • Предварительный системный анализ объекта исследования. • Развертывание рабочих гипотез. Методический раздел • Выбор конкретных методов сбора и анализа данных • Выбор и обоснование системы выборки • Ожидаемые результаты (формы отчетных материалов) Рабочий план • Краткое содержание этапов маркетингового исследования • Сроки маркетингового исследования • Оценка необходимых ресурсов • Стоимость маркетингового исследования • Рассмотрим подробнее, что кроется за каждым пунктом исследовательской программы. Итак, рассмотрим подробно каждый из разделов программы маркетингового исследования.
|
|