Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3. Классификация методов и процедур

  В отличие от методологии методы и процедуры исследования - это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа полученной информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Конструирование методики для изучения отдельных сторон жизни общества так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом, отсюда - необходимость обращения к теории, раскрывающей закономерности социальных процессов.
  Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единых названий частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией. Обобщив разные подходы, введем следующие определения.
  Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.
  Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
  Методика - понятие, обозначающие совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
  При опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям, он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть - в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа, а также приемы, налаживание контакта с респондентами, образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, соответствующая инструкция интервьюеру, техническое задание программисту, образуют в нашем случае методику.
  Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Процедура - наиболее общее, притом, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
  Выделим два класса методов и технических приемов работы с эмпирическими данными. Класс А образуют методы и техника, относящиеся к сбору первичной информации. Класс Б - методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных. В свою очередь, класс А подразделяется на два подкласса, где (а1) - приемы, связанные с установлением надежной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях, а подкласс (а2) - приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности или системы фиксирования отдельных событий или их сочетаний.
  Например, при изучении структуры занятий в свободное время используют, как правило, метод опроса путем выборочного извлечения определенной категории населения. Техника, обеспечивающая сведения о структуре занятий каждого попавшего в выборку, - «самофотография» распределения занятий в течение дня или недели. Имеются специальные приемы, повышающие надежность такой техники, отнесенные нами в класс (а1). Это приемы контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность. Технические приемы, обеспечивающие правильность отбора единиц наблюдения, относятся к классу техники (а2).
  После сбора первичных сведений о структуре занятий определенной совокупности людей по указанным правилам наступает стадия их анализа. Исследователь классифицирует полученную информацию и подвергает ее смысловой интерпретации и статистической обработке (методы класса Б), пользуясь при этом техникой описательного, статистического обоснования вывода и другими приемами.
  В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. Всякая отрасль, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
  В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области анализа информации, вторые - к сбору эмпирических данных (рис.1). При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):
  • опрос (анкетирование и интервьюирование);
  • анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);
  • наблюдение (невключенное и включенное);
  • эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
  В нашу задачу не входит рассмотрение всех четырех методов сбора данных. Однако остановимся на особенностях самого популярного среди них - анкетировании (анкетный опрос).
  Анкетирование - вопросно-ответная форма организации текста. Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности - анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, скажем метод телефонного интервью или метод формулирования прожективных вопросов.

Рисунок 1

Рисунок 1

  Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.
  Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса безграничны, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и стараются нивелировать искажение информации.
  При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.
  В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Такие опросы называют также экспертными.
  Социологию чаще всего отождествляют с методом опроса, или анкетной процедурой. Действительно, в социологии самым популярным является анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 70-80% исследований. Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам, но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации.
  Искусство задавать вопросы, пожалуй, самое древнее и до сих пор еще самое сложное. В повседневной жизни мы убеждаемся, как бестактно поставленный вопрос ставит отвечающего в неловкое положение. Про глупые вопросы говорят, что их легче задавать, чем на них отвечать. Есть вопросы риторические, на них вовсе не надо отвечать. Существуют также вопросы короткие и длинные, письменные и устные, закрытые и открытые, вопросы-меню и вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, вопросы контактные, отвлекающие, фактологические, буферные, провоцирующие, закрытые, полузакрытые, открытые, вопросы-тупики.
  Все разновидности вопросов трудно даже перечислить. Еще труднее описать то, как они работают. Эту проблему решают профессионалы- методисты, которые отрабатывают технику постановки вопросов, сбора и анализа данных, математической обработки и эмпирической интерпретации ответов в специально для таких целей поставленных экспериментах. Их именуют, в отличие от исследовательских, призванных познавать закономерности поведения реальных людей, методическими экспериментами, которые показывают особенности поведения инструмента. К примеру, не всегда ясно, на какой вопрос - закрытый или открытый - респонденты лучше реагируют и дают более достоверную информацию.
  Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который на улицах Афин ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.
  Чем же тогда отличается от них социологический опрос? Первая отличительная черта - количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах. Почему он так поступает?
  Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог, опрашивающий множество людей, напротив, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопоглощаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество, адрес. Она анонимная.
  Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
  Вторая отличительная черта - достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.
  Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену - совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.
  Третья отличительная черта - цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремится к обобщенной информации, он выясняет то, что отличает одного человека от другого. Конечно, каждый из них стремится к правде, добиваясь правды от опрашиваемого человека: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, - в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.
  Полученные социологом данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга освободит его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.
  Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.
  Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики.
  Анкетирование или анкетный опрос бывает групповым и индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один интервьюер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а интервьюер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. При индивидуальном опросе вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Вторая форма опроса имеет те же преимущества, что и первая.
  Социологические исследования необходимы для эффективного социального управления, принятия обоснованных решений, выделения проблем в общественной жизни и путей их реализации. Социология как система знания, опирающаяся на факты социальной деятельности, связывает воедино процессы, протекающие в различных группах и территориях. Правильно выбранные методология, методы и техника социологического исследования являются залогом успешного воздействия на различные общности, социального прогнозирования и конструирования программ решения сложных вопросов реальной жизни.

Литература

  Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
  Белановский С.А. Глубокое интервью. М., 2001.
  Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 2001.
  Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989.
  Голофаст В.Б. Методологический анализ в социологическом исследовании. Л.,1980.
  Девятко И.Ф, Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
  Лютинский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования. // Социс. 1990. №1.
  Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов. // Социс, 1984, №2.
  Методы сбора информации в социологически исследованиях. М., 1990.
  Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.
  Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М., 1996.
  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

Контрольные вопросы и проблемные задания

  1. Почему предмет социологических исследований не является постоянным?
  2. Какие причины влияют на выделение тех или иных проблем для социологического исследования?
  3. Каковы взаимоотношения между общей и частными теориями в выработке методологии исследования?
  4. Какова последовательность действий при установлении нового научного факта в социологии?
  5. Составьте рейтинг проблем (по степени возможности), требующих социологического изучения, - в пределах:
  а) российского общества
  б) города, в котором живете
  в) вашего учебного заведения
  6. Какие методы сбора и анализа информации лучше всего применить для изучения перечисленных в предыдущем вопросе проблем?
  7. Просмотрите публикации в журнале «Социологические исследования» за последний год; выберите примеры исследований, в которых эмпирическая информация собрана при помощи:
  а) анкетного опроса
  б) изучения документов
  в) наблюдения

Тест

  1. Каково назначение социологического исследования?
  а) выделить социальные типы людей и типичные черты в их поведении
  б) дать характеристику социальным группам и стратам
  в) выявить особенности функционирования социальных институтов
  2. Какие утверждения являются верными?
  А. Социолог в ходе проведения исследования должен быть свободен от политических и ценностных пристрастий
  Б. Социолог может иметь собственные оценки и использовать их в исследовании
  а) верны А и Б
  б) верно только А
  в) верно только Б.
  3. Какие из приведенных определений соответствуют понятиям:
  1) «разведывательное исследование»
  2) «описательное исследование»
  3) «аналитическое исследование»
  A. Получение сведений для целостного представления изучаемого явления
  Б. Получение оперативной информации для выявления отношения к актуальным событиям
  B. Получение сведений для установления причинно-следственных связей
  4. Какой из предложенных вариантов олицетворяет правильную последовательность действий по организации социологического исследования:
  а) выбор методов - постановка проблемы и цели - построение модели исследования - анализ информации
  б) построение модели исследования - выбор методов - анализ информации - постановка проблемы и цели
  в) постановка проблемы и цели - построение модели исследования - выбор методов - анализ информации.
  5. Методология социологического исследования - это:
  а) основные правила сбора информации
  б) система научных принципов
  в) совокупность приемов обработки сведений
  6. Методы социологического исследования - это:
  а) технические приемы и операции
  б) последовательность шагов в изучении социальной реальности
  в) способы сбора, обработки и анализа данных
  7. Какие из перечисленных методов можно отнести в теоретическим:
  а) изучение документов
  б) классификация
  в) эксперимент
  8. Анкета в социологическом исследовании - это:
  а) перечень вопросов на актуальную тему
  б) хорошо сформулированные вопросы для людей разного возраста
  в) стандартизованный перечень вопросов, выверенный по содержанию и форме.


 
© www.txtb.ru