|
1.1.2. Политика. Основные этапы ее дефиниции
Для более глубокого и конкретного понимания предмета политологии важно уяснить, что такое политика и политическое. Политика - одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют любую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение одного человека к другому в любой неформальной группе или семье, подчиненное определенной цели. Часто политику характеризуют как “искусство возможного”. Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными представлениями о ней различных людей, но и в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена. Мы говорим о внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политике, о политической жизни, борьбе, культуре, системе, о политических отношениях, процессах, конфликтах, правах и свободах и т.д. В своем труде “Политика” (IV в. до н. э.) Аристотель назвал “политией” наилучшую форму государственного устройства, которая обеспечивает порядок при власти большинства. Если во времена античности политика сводилась к поискам наилучшей формы государственного устройства, то по мере развития социальнополитической жизни, ее дифференциации и усложнения происходило закономерное расширение и обогащение самого понятия “политика”. С усложнением объекта усложнялись трактовки и дефиниции политики. Научная трактовка термина “политика” отличается от повседневных представлений логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключает некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых, в свою очередь, внутренне дифференцированна. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (от латинского substantia- сущность, то, что лежит в основе, то есть выясняющий саму природу, основу явления) и делающий упор на важнейшие качества и функции политики в обществе. В соответствии с указанными подходами можно выделить три группы определений политики: 1) социологические, 2) субстанциальные и 3) научные конструкции, связанные со специфической интерпретацией политики. 1. Социологические определения политики характеризуют ее через другие общественные явления - экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, социальные (стратификационные), правовые и этические (нормативные). Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. При этом политика как специфическая область общественной жизни утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь ограниченную автономию. Социальные определения политики трактуют ее как соперничество определенных общественных групп: классов и наций у марксистов и заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти - по А. Бентли и Т. Трумену. Если марксистская трактовка политики как борьбы классов в наше время во многом утратила свою популярность, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие. Правовые концепции политики считают политику, государство производными от права, прежде всего, от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркими примерами правовой концепции политики являются теории, основанные на теории общественного договора, разработанные в учениях Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта. Этические или нормативные дефиниции политики предполагают рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей, норм, которые она должна реализовать. С этой точки зрения политика- это деятельность, направленная на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью- служение общему благу, а нормами - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению. 2. Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. Самая распространенная в этой группе определений - это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Немецкий социолог, политолог и экономист Макс Вебер дал следующее определение политики: “Политика- это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает”. “Властные” определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций, которые характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, прежде всего, через важнейший институт- государство. Если властные и институциональные дефиниции политики видят ее основу во власти и ее носителях- организациях, то антропологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник- коренящийся в природе человека. С этой точки зрения “политика- это форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека”. Обоснование антропологического понимания политики дал еще Аристотель. Он считал, что человек- существо политическое, поскольку он- существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многочисленных и разнообразных потребностей возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей и общением с соседями, формой такого общества и выступает политика. Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону. 3. Группу научных конструкций в трактовке политики составляют деятельностные, телеологические и системные определения. - Деятельностные дефиниции раскрывают динамический, процессуальный характер политики. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Данная интерпретация политики широко используется в теории принятия решений. - Телеологические трактовки политики рассматривают ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях подчеркивается два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов “вырастают” до общегосударственных. - С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды- остальных областей общества- и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные характеристики, можно определить политику как сферу жизнедеятельности общества, связанную с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации, использования власти и управления социальными процессами. На всем протяжении истории большинство составляли люди, которые не были активными участниками политической жизни. И до сих пор значительное количество людей не отдают себе отчета в том, что качество их жизни зависит от способности власти устроить жизнь ее подданных надлежащим образом. Общество, в котором власть не может или не хочет выполнять роль облеченного надлежащими полномочиями правителя, рискуют вернуться к естественному состоянию, т.е. такому состоянию общества, в котором люди, ведомые инстинктом самосохранения и еще не знающие над собой власти, вели войну всех против всех, в результате чего их жизнь, по мнению английского философа Т.Гоббса (1588-1679), была “беспросветной, убогой, отвратительной и звериной”.
|
|